Поиск по сайту

23 Мая 2018

«Пьяные» и свободные

О постановке Андрея Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

Вчера на сцене Свердловского академического театра драмы состоялся показ спектакля Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова «Пьяные». Спектакль прошел в рамках проекта «Золотая Маска» в Екатеринбурге»: Российская национальная театральная премия и фестиваль привозят в столицу Урала спектакли трех крупнейших театров страны – БДТ имени Товстоногова, Театра Наций и Театра имени Владимира Маяковского.

Фото с официального сайта БДТ имени Г.А. Товстоногова

Постановка Андрея Могучего, пьеса Ивана Вырыпаева…Те, для кого эти имена не пустой звук, могут представить себе масштаб ожиданий от спектакля «Пьяные», когда у тебя в руках билеты на показ. Градус повышает наличие двух «Золотых Масок» – в 2016 году спектакль стал лауреатом премии в номинации «Лучшая работа режиссера» и получил специальный приз жюри за актерский ансамбль. Драматические работы такого масштаба увидеть на екатеринбургской сцене случается редко: «Золотые Маски» в последние годы завоевывают наши постановки в опере, балете и современном танце, последняя же «Маска» в драме была шесть лет назад: в 2012 году ее получила народная артистка Светлана Замараева за роль Елены Кручининой в постановке Григория Дитятковского «Без вины виноватые» в Екатеринбургском театре юного зрителя.

Народная мудрость гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Вырыпаев и Могучий в «Пьяных» эту мудрость осмысляют и преобразуют в следующий посыл: пьяные – проводники мыслей Бога на этой земле, имеющие смелость говорить то, что думают, не сковывая себя искусственными кандалами. Человек пьяный равен человеку свободному: он говорит банальности, преподнося их как истины, потому что ему кажется невероятно важным озвучить эти банальности; не задумываясь о последствиях, человек в таком состоянии совершает поступки, которые кажутся ему правильными именно в этот момент времени.

Фото с официального сайта БДТ имени Г.А. Товстоногова

Текст и постановка существуют в крайне гармоничном тандеме: Вырыпаев наделяет героев характеристикой «пьяные», и Могучий буквально выбивает у артистов почву из-под ног, потому что вместо ровной сцены – наклонное покрытие, застеленное матами. Организация пространства в первом действии (во втором сценография претерпит некоторые изменения) задает пластику героев: их мотает и кидает в разные стороны, ноги не слушаются, движения руками резки и размашисты. Движения словно не принадлежат героям: создается ощущение, что ими, как марионетками, управляет некто сверху – уж не Бог ли, вкладывающий в уста свои посылы?

Посылы же эти настолько же банальные, настолько и актуальные, истинно-вырыпаевские – поначалу вызывают отторжение. Мы слушаем о том, что правильно жить – значит быть свободным оттого, что твое сердце принадлежит другому; значит перестать врать и «не ссать»; значит знать, что в мире, полном человеческих испражнений, нужно искать жемчужину, и жемчужина эта – любовь. Слушаем и недоумеваем, почему подобные вещи преподносятся нам, словно это только что открытые великие истины? А ответ лежит на поверхности: потому что это так и есть. Потому что пьяный человек – будь то красивая молодая девушка Марта, или 30-летняя модель Лаура, или 53-летний банкир Густав, или проститутка по имени Роза – эти открытия совершают для себя здесь и сейчас. Внезапное стечение обстоятельств, сопровождаемое опьянением, открывает им глаза, и оказывается, что пафосные стереотипы – это не просто общие слова, а руководство к действию, руководство к жизни.

Фото с официального сайта БДТ имени Г.А. Товстоногова

Пьеса и спектакль недаром складываются из нескольких историй, в которых задействованы люди самых разных социальных статусов (банкир, модель, проститутка, директор крупного международного кинофестиваля, менеджер PR-технологий и другие) и возрастов (от 21 года до 53 лет). Каждый герой – паззл в создаваемой Вырыпаевым и Могучим картинке современности: весьма циничного общества, в рамках которого у людей не так много возможностей побыть искренними, поговорить о том, что волнует на самом деле, попытаться услышать в себе Бога или честно признаться, что не слышишь.

Центральной музыкальной темой спектакля выбрана мантра – «Tumi Bhaja Re Mana» («Мантра любви и нежности, уравнивающая неравное»), окружают ее донельзя популярные «After Dark» (саундтрек к культовому фильму Тарантино «От заката до рассвета»), «Strangers in the Night» Фрэнка Синатры и «Back to Black» Эми Уайнхаус. Сочетание, казалось бы, странное, но и эта сторона спектакля работает на смысловой посыл постановки: если в первом действии преобладают «заезженные пластинки» (замечательные, но знакомые до последней ноты мелодии), то во втором мантра звучит почти непрерывно и на контрасте со знакомыми мелодиями звучит ново, свежо, словно выводя зрителя на новый уровень восприятия.

Фото с официального сайта БДТ имени Г.А. Товстоногова

Можно много говорить о достоинствах «Пьяных»: это и великолепный актерский состав, перед которым режиссер ставит далеко не простые задачи, и который эти задачи с блеском выполняет; и световое решение – очень точное, ничего лишнего; и звучание столь узнаваемых вырыпаевских интонаций (кажется, сама конструкция текста порой диктует актерам, как этот текст должен произноситься), без которых постановка лишилась бы части своего шарма. Но главное – то, что, перетерпев неприязнь к пафосу, стереотипам и банальностям, звучащим из уст героев, ты в какой-то момент словно насыщаешься ими – отбрасываешь, как нечто ненужное. А отбросив, вдруг видишь самое главное – человечность, искренность и прямодушие, которых нам, сегодняшним циникам, так не хватает.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга