Поиск по сайту

24 Мая 2018

Гоголь на коньках в полифонии эпох

Рецензия на гастрольный спектакль «Женитьба» Александринского театра


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

В рамках программы «Большие гастроли – 2018» в Екатеринбургском театре оперы и балета 21 мая состоялся гастрольный спектакль «Женитьба» Александринского театра. Режиссером спектакля выступил художественный руководитель театра, народный артист России Валерий Фокин, который сквозь оптику гоголевских жизненных ситуаций показывает гротеск в стиле Мейерхольда, фантасмагоричность и пугающую идею о том, что история всегда циклична.

Для Валерия Фокина гоголевское творчество – пророчество, наваждение, страсть. В его творческом багаже свыше 20 постановок по произведениям Гоголя, но «подстрочника» зритель не увидит никогда. Режиссер, как и любой русский человек, ищет своего Гоголя и, кажется, находит. Какой он?

В домашнем халате, шерстяных носках и под стеганым ватным одеялом лежит на диване Подколесин (Игорь Волков) и с прищуром смотрит на публику, которая, никуда не торопясь, заходит в зал, ищет свои места, настраивает бинокли. Зрители врываются «в жизнь» с умело расставленными режиссерскими акцентами. Как только минутная стрелка останавливается на нужном времени, на сцене появляется пьяный лакей, начинает едва бормотать сваха и дальше, как говорится, пошло-поехало. Но тональность повествования сбивает с ног: слишком ярко, слишком вычурно, слишком претенциозно. Вместе с Подколесиным хочется накрыться одеялом и отгородиться от всего, что происходит вокруг. Суета, крики, мельтешения – всего этого слишком много. А тут ему еще и о женитьбе подлец Кочкарев подумать предлагает – куда уж еще и это (зритель в этот момент полностью солидарен с героем). И только со сменой локации смотрящий начинает понимать, почему же происходящее его так сильно раздражает.

Разъезжаются стены дома Подколесина и в центре сцены оказывается самый что ни на есть настоящий каток – мгновенная ассоциация почему-то приходит не с Олимпийскими играми, знаковыми фигуристами, а с каждонедельными и порядком надоевшими ледовыми шоу, которые не отождествляются ни с профессионализмом, ни со страстью спортсмена – ни с чем. Валерий Фокин подтрунивает над ситуацией сегодняшнего дня и показывает черту, присущую всему гоголевскому творчеству, – смех всегда будет сквозь слезы. Агафья Тихоновна (Юлия Марченко) нервно и неумело накручивает круги на катке и даже пытается сделать сложный оборот (неуспешно) – также она не может и разобраться со своей жизнью, а тут еще и женихи вкатываются на ее каток, в ее жизнь.

Каждый показывает себя во всей красе, но симпатию вызывает лишь один – Жевакин (Валентин Захаров), его режиссер делает физически неполноценным (у него нет ног), но не душевно. В его глазах нет сожаления и злобы на судьбу, в них надежда на любовь и счастье – он наравне борется за внимание Агафьи Тихоновны. Понять его не сложно – такую девушку хочется оберегать и баловать. Подколесин, видимо, любить же может только себя – его бегство от невесты выглядит поступком некрасивым, но предсказуемым. В мире, где такое качество как эгоизм поменяло тональность со знака «минус» на «плюс», это кажется нормальным – главное, чтобы самому было хорошо, другие люди пусть о себе сами и подумают. «Взять губы Никанора Ивановича, да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, как у Балтазара Балтазарыча…» – строки гоголевского текста все помнят очень хорошо, но когда они звучат со сцены из уст милой девушки Агафьи Тихоновны, то пугаешься их актуальности. Как полки современных гипермаркетов сейчас ломятся от излишеств, так и люди стремятся к недостижимому идеалу.

Музыка Леонида Десятникова минорно очерчивает пропасть в душах героев, их метания и стремления, во втором же действии тональность сменится: фортепианные «брызги» погрузят зрителей в мнимое успокоение, надолго ли?

Примечателен хронотоп спектакля – единица времени используется максимально: в каждом ракурсе, моменте, действии есть сгусток эмоций, чувств, аллюзий, метафор. И это опять же режиссерская параллель с современным клиповым мышлением и стремлением все время бежать – остановиться и посмотреть по сторонам в очертания большого города могут позволить себе не многие. Символичен и финал спектакля – то, что казалось важным, стало фикцией и туманом, который рассеялся розовой дымкой. Подколесин снова на диване, снова все в его жизни хорошо, а то, что было – пусть и останется тем, что было – сном, который ушел и больше не должен повториться. Вопрос, который ставит режиссер зрителям, очевиден. Сможем ли мы проснуться от сна и в выходные смотреть не однотипные телевизионные программы, которые лишь убивают время, а сделать действительно что-то важное, причем не для себя, а для других. Ответ остается за нами.

Фото: Елена Лехова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга