Поиск по сайту

24 Мая 2018

Отрочество XXI века

Премьера на сцене Камерного театра


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

22 мая на сцене Камерного театра Объединенного музея писателей Урала состоялась премьера спектакля «Отрочество» по мотивам первых двух повестей из трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Инсценировку написала Ярослава Пулинович, режиссером-постановщиком выступил Георгий Цнобиладзе.

Георгий Цнобиладзе учился в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства у легендарного Льва Додина. В копилке Георгия – победа во всероссийских режиссерских лабораториях Театра Наций в номинации «Лучший спектакль» основной программы за постановку «Война молдаван за картонную коробку». В Камерном театре Георгий стал приглашенным режиссером.

Тех, кто вошел в зал Камерного театра и ожидал увидеть традиционную постановку по классическому произведению Льва Толстого, ждало разочарование. Режиссер спектакля Георгий Цнобиладзе постарался создать максимально понятный для современного зрителя спектакль, а потому насытил его множеством отсылок и примет XXI века: все персонажи одеты в современную одежду (белые кроссовки, короткие юбки, толстовки), то и дело фотографируются на телефон, читают рэп и танцуют под клубную музыку. Тем не менее, последовательность основных событий произведения Толстого осталась нетронутой.

Главный герой трилогии «Детство» Николенька Иртеньев (Алексей Галкин) живет с братом и родителями в Масловке, наслаждается детством и спокойной жизнью. Но наступает время, когда отец (Сергей Шляпников) решает везти Николеньку и его брата Володю (Сергей Заикин) в Москву. На последнем деревенском пикнике мама Коли и Сережи (Анастасия Иванова) простывает и скоропостижно умирает. После трагедии вся семья, включая сестру Николеньки Любочку (Наталья Халтурина), горничную Мими (Анастасия Копысова) и ее дочь Катеньку (Александра Симоненко), переезжает в Москву к бабушке по материнской линии (Василиса Борок). Такова основа сюжета, его скелет. Но любая основа обрастает подробностями, помогающими зрителю подключиться к рассказываемой истории, и «Отрочество» Цнобиладзе не исключение.

История Коленьки – история взросления, неприятия мира, еще неожиданных и непонятных собственных реакций на окружающие события. Юношеский максимализм и поиски себя и любви – близкая любому подростку тема. А потому сидящим в зале на генеральном прогоне учащимся школ были понятны не только все режиссерские отсылки к современной культуре, но и конфликт спектакля. Сцена с прихорашивающимися к танцам девушками, исторический рэп, зачитанный главным героем на уроке, выпендрежники современного типа Сережа и Дмитрий Ивины (Виктор Постовалов, Александр Шишкин) вызывали живой отклик и бурные аплодисменты.

Анимация Натальи Наумовой возникала за спинами героев, иллюстрируя их самоощущение или «проговаривая» их сокровенные мысли. Музыка спектакля складывалась из узнаваемых композиций: Земфира, Oxxxymiron, 5’nizza, Brainstorm, The Black Eyed Peas и мелодия из сериала Дэвида Линча «Twin Peaks». Многим знакомо ощущение, когда кажется, что произведение совершенно незнакомого тебе человека – это про тебя, твою жизнь и твои переживания; именно эту роль и выполняло музыкальное сопровождение спектакля и потому становилось одним из главных героев. И вот уже слова, спетые Николенькой под акустическую гитару – «Одинокий спутник плывет в темноте над землей» Brainstorm – обрастают новым смыслом «одиночества в толпе», непринятости.

Актерская подача тоже была направлена на то, чтобы образ персонажа был максимально понятым и считываемым. Так, Катенька и Любочка стараются следовать всем новым трендам и ходить на каблуках, пусть у них это не очень получается. Братья Ивины – типичная пародия на клубных тусовщиков, а гувернер Сент-Жером (Вадим Долганов) выглядит и ведет себя как брутальный обитатель БДСМ-общин. Образы кажутся чересчур комичным, но, видимо, иначе «перековки» классического произведения под современный менталитет не получилось бы.

«По-настоящему» в спектакле ведут себя лишь отец, мама и брат Николеньки. Их действия и слова взяты из реальной жизни, они не  стараются показаться самыми яркими и неповторимыми. Отец молчаливо переживает потерю жены, мама – спокойная и будто уже предчувствующая свою смерть женщина, а Володя – вдумчив, умен и будто даже и не входил в тот период сомнений и метаний, что гложет его брата.

Для исполнителя главной роли Алексея Галкина, студента Екатеринбургского государственного театрального института, образ Николеньки стал первым воплощенным на профессиональной сцене. И если даже зрителю и покажется, что он видит сомнение или растерянность на лице актера, то подобные эмоции рифмуются с мироощущением самого персонажа.

Камерный театр уже зарекомендовал себя как не боящийся экспериментов и неожиданных решений. Рэп, сэлфи и популярная музыка помогли современному зрителю взглянуть на отрочество Николеньки Ивлева не с отстранением, а, напротив, сопоставить себя, свои актуальные мысли и проблемы с происходящим на сцене. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга