Поиск по сайту

28 Мая 2018

Пять чудес бумажного Средневековья

О «Сказках голубой феи» Екатеринбургского ТЮЗа


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

В эти выходные Екатеринбургский театр юного зрителя представил премьеру – «Сказки голубой феи» по мотивам рассказов Лидии Чарской в постановке народной артистки России Светланы Замараевой. За постановку взялась небольшая, но удивительная команда – и спектакль получился камерным, но полным чудес. Настало время рассказать о них поподробнее.

Фото: Татьяна Шабунина

Чудо первое: литературное. Мы уже рассказывали о том, что в основу спектакля легло произведение Лидии Чарской из цикла «Сказки голубой феи», а именно – «Чудесная звездочка». История о вечно недовольной своей судьбой принцессе Эзольде, на первый взгляд, кажется слишком маленькой и простенькой, однако на стандартные сказочные сценарии сюжет не похож. Принцесса Эзольда, избалованная родителями, старшими братьями и сестрами, слугами, может попросить, что пожелает – и все принесут к ее ногам. Но в один прекрасный день капризы юной особы становятся совсем уж необыкновенными – то коня попросит белого со звездочкой во лбу, то кошку золотую с бирюзовыми глазами, то звезду с неба. И никто не может Эзольде ни в чем отказать – а все потому, что все ее любят. По крайней мере, так считает сама принцесса…

Вторя Чарской, спектакль Екатеринбургского ТЮЗа говорит с маленьким (и не очень) зрителем на очень важную тему – тему любви. И задается актуальным во все времена вопросом: любовь – это нечто само собой разумеющееся? Или ее все-таки нужно заслужить? Одна из самых замечательных черт постановки – прямого ответа (хоть он и кажется очевидным) она не дает, оставляет в финале вопрос. И тем самым избегает нудного морализаторства и дает зрителям возможность поразмышлять самим. Причем не только малышам (возрастная категория спектакля – 6+), но и сопровождающим их взрослым.

Фото: Татьяна Шабунина

Чудо второе: камерное. Сказка-размышление, как и любой важный разговор, происходит словно бы с глазу на глаз. Ощущение создается благодаря так точно, так верно выбранной атмосфере. Действие спектакля представлено на малой сцене и не выходит за рамки волшебного мира. Однако ощущения отстраненности нет – есть чувство, что с тобой не сюсюкаются, а говорят, как со взрослым, пусть и сказочным, иносказательным языком. Что опять же повышает градус доверия. Случись здесь интерактив, столь популярный для детской сказки, – и вся магия разом бы исчезла.

К счастью, тонко продумавшая и чутко исполняющая спектакль команда прекрасно чувствует грань между сказкой-игрой и сказкой-беседой – и не перешагивает ее. Хрупкий мир «Сказок голубой феи» остается волшебным до самого конца.

Фото: Татьяна Шабунина

Чудо третье: музыкальное. Будем честны – о третьем чуде очень хотелось сказать в первую очередь, настолько оно необыкновенно и впечатляюще. Часто ли екатеринбургский зритель слышит в драматических спектаклях живую музыку? К сожалению, нет, хотя разницу между живым исполнением и записью описывать просто не имеет смысла. Все мы понимаем объективные причины выбора записи. Безусловно, понимает их и автор инсценировки, режиссер спектакля Светлана Замараева, что ничуть не помешало ей до последнего настаивать на живом звучании средневековых инструментов.

Не поленимся повторить перечень: музыка исполняется на дункаре, цитоли, вистле, дудельзаке, троммеле, раушпфайфе, блокфлейте, бубенцах, кастаньетах, средневековой фанфаре – и все благодаря музыкальному руководителю Денису Никитину. Малоосведомленный о средневековой музыке екатеринбуржец (и юный, и взрослый) вряд ли идентифицирует хотя бы половину наименований из этого списка. Что не помешает ему получить колоссальное удовольствие от непривычного, но столь завораживающего звучания. Столь неповторимое музыкальное сопровождение делает спектакль поистине уникальным для столицы Урала.

Фото: Татьяна Шабунина

Чудо четвертое: художественное. Еще одно вкусово безупречное (не побоимся этого слова!) решение. С одной стороны – полное погружение в мир средневековья: роскошные платья, которые одно за другим меняет Светлана Замараева, реалистичные рыцарские костюмы, в которые облачаются актеры Борис Зырянов, Данила Кондратенко и Денис Никитин, удивительные инструменты (чего стоит только огромная средневековая волынка, в программке обозначенная как «дудельзак»!). С другой – ощущение, что сцена – это коробка с бумажными, причудливо разрисованными игрушками. Даже принцесса здесь – бумажная, с бумажными нарядами, в бумажном замке, а звезды и вовсе приклеиваются к «небу» на липучку. Все-таки сказка детская, и художники Иван Мальгин и Елена Чиркова об этом не забыли, выбрали понятное ребенку и приятное взрослому художественное оформление.

Фото: Татьяна Шабунина

Чудо пятое: световое. В таком спектакле, как «Сказки голубой феи», где каждая деталь продумана и имеет свое значение, особое внимание приковано к световому решению. Свет здесь ответственен и за создание атмосферы сказки, и даже за расстановку смысловых акцентов. По мере развития сюжета он становится все интереснее и глубже, не перетягивая на себя внимание, а бережно сопровождая сюжет. Чувствуется, что и художников по свету – Евгения Захарова и Марию Цыгнову – сказка увлекла за собой, захватила…

Отдельно скажем о «теневой» стороне спектакля. Часть эпизодов (преимущественно связанных с походами рыцарей за очередным подарком для принцессы) решены с помощью теней. Сделано это не только искусно, но и – неожиданно – с юмором. Юмором очень добрым, безобидным, но вызывающим улыбку даже у самых серьезных зрителей.

Фото: Татьяна Шабунина

«Сказки голубой феи», к слову, нередко заставляют сидящих в зале улыбаться. Улыбаться понимающе, по-доброму, глядя на то, как опытнейший артист Борис Зырянов с нескрываемым удовольствием размахивает мечом, а отыгравший первый сезон в ТЮЗе Данила Кондратенко важно вышагивает в объемных латах. Видя, как Денис Никитин с предельно серьезным выражением лица подносит к губам длинную средневековую фанфару. Слыша, как Светлана Николаевна Замараева, у которой за плечами весомый шлейф серьезнейших ролей, на разные голоса разговаривает за куколку Эзольду и прочих персонажей. Когда с каждой минутой все больше чувствуешь, насколько дорога оказалась всем этим взрослым людям эта история, понимаешь, как не хватает нам сегодня доброго, светлого и волшебного – как не хватает сказки вдумчивой и серьезной, напоминающей о действительно важных и дорогих сердцу вещах. «Сказки голубой феи» этот пробел восполняют с честью и душой.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Светлана / 29 Мая 2018 в 19:59

Спектакль вызвал восторг!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга