Поиск по сайту

15 Июня 2018

Всемирная иллюзия действительности

О спектакле «Стеклянный зверинец» Театра юного зрителя


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Еще одна премьера Екатеринбургского театра юного зрителя в конце сезона – «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса (перевод Георгия Злобина). Камерная пьеса, камерная постановка, поэтому логично, что был выбран малый зал. Режиссером-постановщиком спектакля выступила Анна Гусарова из московского Театра наций, а художником-постановщиком – Вера Соколова, известная екатеринбургскому зрителю по работе с «Провинциальными танцами». Музыку к спектаклю написал звукорежиссер Театра наций Андрей Борисов.

«Стеклянный зверинец» ТЮЗа выпустился сразу с двумя актерскими составами, и, по словам, Анны Гусаровой, это два совершенно разных спектакля, каждый со своим настроением и смыслом. Состав Аманда Уингфилд – Наталия Кузнецова, Том Уингфилд – Сергей Тиморин, Лаура Уингфилд – Мария Викулина, Джим О'Коннор – Даниил Андреев получился элегичным. Даже слишком.

В основе постановки – практически автобиографическая пьеса Теннесси Уильямса, затрагивающая болезненные для него вопросы, которые он пронес через всю жизнь: взаимоотношения с отцом – сильно пьющим разъездным торговцем обуви; матерью – южной красавицей со склонностью к снобизму, неврозам и истерии; любовь к сестре Роуз, которой в молодости диагностировали шизофрению и сделали лоботомию, что только ухудшило ситуацию. Члены его семьи не раз служили ему вдохновением в творчестве. Только в отличие от своего героя Уильямс взял ответственность за сестру и ухаживал за ней до конца. Но это только внешний пласт, подводными течениями в пьесе оказались увлечение автора экзистенциализмом, осмыслением Великой американской депрессии, вопросами, связанными со свободой личности и ответственностью.

Пьеса «Стеклянный зверинец» практически сразу же после написания была поставлена на сцене, поэтому автор имел возможность сопроводить ее замечаниями к постановке и не менее развернутыми ремарками: «Пьеса незамысловато реалистичная, с подлинным фригидейром и настоящим льдом, персонажами, которые разговаривают в точности, как разговаривает публика, соответствует академическому пейзажу и имеет то же достоинство, что и фотография. В наше время каждый должен понимать не принципиальность фотографического в искусстве: то, что жизнь, истина или реальность – это органические понятия, которые поэтическое воображение может воспроизвести или предложить в своей сущности только через превращение, через преобразование в иные формы, отличные от тех, что обнаруживаются в явлении». Принципиальным для Уильямса был стеклянный зверинец – образ, создающийся световым экраном, и музыка, которая больше похожа на шум улиц, шум жизни. Оба эти пункта были воплощены в постановке Анны Гусаровой.

Художественный мир, воссозданный на сцене Екатеринбургского ТЮЗа, – это мир из цветного стекла. Он нестрашен, но передает хрупкость человеческих отношений и иллюзорность представлений героев о жизни. Стеклянный зверинец – это, в первую очередь, люди, их чувства друг к другу. Квартира Уингфилдов вроде бы реалистична (мы видим вполне конкретную мебель), но в то же время призрачна (стены – стеклянные цветные квадраты, все движется, то затемняется, то высвечивается). Так подчеркивается зыбкость воспоминания: все, что мы видим, – картинка в памяти главного героя, а человеческая память имеет свойство забывать или стирать то, что ей надо забыть. Фотографии становятся частью этого мира: отец семейства – это только фото на стене, коллекция Лауры, отношения между ней и Джимом О'Коннором – игра теней и света, отражающихся на стене при помощи графпроектора. Так усиливается иллюзорность того, что нет, того, что является игрой воображения, игрой в жизнь – это даже не стекло, а отсвет стекла на стене. Кстати, фотографией отца служит реальное фото Теннесси Уильямса – постмодернистский прием и тема, затрагивающая отношения автора и героя, которая, к сожалению, не получила дальнейшего развития в спектакле.

Можно говорить об актерском попадании в образы Аманды Уингфилд у Наталии Кузнецовой (она смешна, нежна и капельку истерична, как и полагается быть героине Уильямса – «маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место»), Лауры Уингфилд у Марии Викулиной (живущее в своем мире существо – «слишком хрупка, чтобы жить вне полки»), Джима О'Коннора Даниилом Андреевым (образ американского менеджера по продажам ненадолго сменяется образом не наигравшегося ребенка). Выбивается из привычного представления о Томе Уингфилде Сергей Тиморин – он кажется слишком лиричным для своего героя, в нем нет жесткости (не жестокости, а хребта). Возможно, такой эффект создается за счет того, что режиссер добавила в его речь стихи Теннесси Уильямса, а возможно, из-за выбранной интонации он предстает неким бардом-туристом (вкупе с костюмом), а не потерянным во времени и пространстве человеком, выбравшем не ту дорогу.

В художественном мире, создаваемом Теннесси Уильямсом, нет черного и белого — есть миллион серых оттенков, нет однозначного героя и злодея: в одном и том же случае можно быть злодеем (по отношению к себе) и добряком (по отношению к родителям, к примеру). Конфликт в пьесе у автора находится между представлениями героя и реальностью. В спектакле же нет суровой реальности, не считая пары истерик Аманды Уингфилд, нет пропасти между иллюзиями и реальностью – реальность рисуется некоей элегией и слишком похожа на волшебный фонарь, ее не отличить от иллюзии.

Фотограф: Татьяна Шабунина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Андрей / 15 Июня 2018 в 22:11

Отличный спектакль. Пьеса в исполнении актеров-захватывает. Я, не завзятый театрал, но получил от просмотра огромное удовольствие.

Ирина9736 / 15 Июня 2018 в 23:39

Сильный и чистый спектакль, и не потому, что в нем играет моя дочь, а просто задело за живое. Узнала себя в спектакле, вот так и живем в бор , вспоминая былое и пытаясь вставить его в настоящее, а получается, что уже прошлое. Это было печально- хрустально. Люблю тебя, моя дорогая, ты моя гордость и источник силы

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга