Поиск по сайту

19 Июня 2018

Ностальгия по шпагам и баттлы с розами

О премьере спектакля «Три мушкетера» в Театре драмы


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

17 и 18 июня Свердловский академический театр драмы представляет премьеру – театральную фантазию по роману Александра Дюма «Три мушкетера» в постановке Михаила Заеца. Мы побывали на одном из первых показов и спешим поделиться впечатлениями.

Михаил Валерьевич Заец – режиссер хоть и приезжий, однако Екатеринбургу далеко не чужой. В 2006 году он окончил Екатеринбургский государственный театральный институт (специальность «Режиссер театра»), сотрудничал с Екатеринбургским театром юного зрителя, театром «Волхонка», Камерным театром Объединенного музея писателей Урала. И сейчас, являясь главным режиссером Ростовского академического молодежного театра, с энтузиазмом принял приглашение Свердловского академического театра драмы поставить большой, яркий, красочный и массовый спектакль «Три мушкетера». И энтузиазм постановщика виден невооруженным глазом: спектакль щедро начинен идеями, изобразительными средствами, французскими песнями, боевыми сценами – словом, чего в нем только нет. А вот есть ли тот самый, любимый многими поколениями дух «Трех мушкетеров»? Этот вопрос, рискнем предположить, волновал многих поклонников романа Дюма, сидящих в зале.

Сама идея поставить столь масштабное произведение на театральной сцене – затея, бесспорно, смелая. В первую очередь, конечно, из-за внушительного объема: даже в 2,5-часовом спектакле (а именно такая продолжительность у постановки Михаила Заеца) невозможно уместить все перипетии сюжета. Для сравнения: в 2015 году в МХТ им. А.П. Чехова режиссер Константин Богомолов поставил почти пятичасовой (!) спектакль «Мушкетеры. Сага. Часть первая», однако и тогда «Петербургский театральный журнал» отметил, что сюжет лишь отдаленно напоминает книгу Дюма.

Впрочем, объем не единственная препона. Играют немаловажную роль и уже сформированные в головах зрителей штампы. Кто не смотрел хотя бы одну экранизацию «Трех мушкетеров» — взять хотя бы знаменитый фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича 1978 года с бравым д’Артаньяном-Боярским? А ведь есть еще американские экранизации 1948 и 1973 годов, австрийский фильм 1993 года, российские экранизации 2000-х (еле сдерживаем разочарованный вздох)… Для театра «Три мушкетера» – тоже не в новинку: еще в далеком 1971 году в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола роман поставил Геннадий Опорков, спустя более 30 лет режиссер Владимир Тыкке в театре «Балтийский дом» сделал римейк – в театральном сезоне 2003/2004 мушкетерский мир был осовременен почти до неузнаваемости. Если поискать как следует, наверняка найдется еще несколько версий. И причина тому, что и сегодня этот сюжет находит отклик в сердцах режиссеров, казалось бы, ясна, как день: персонажи Дюма покоряют благородством, самоотверженностью, умением дружить и любить. Словом, теми качествами, которые сегодня, будем честны, далеко не у каждого встречаются. А уж если человек обладает всем комплексом – то и не реальный человек он вовсе, а романтический герой.

И спектакль Михаила Заеца – вовсе не о трех мушкетерах, не о благородстве, дружбе, смелости, любви. Его «Три мушкетера» — о тоске современного человека, погрязшего в бытовых заботах («Детей из садика заберу, в магазин зайду», — обреченно говорит с телефоном современный д’Артаньян в финальной сцене) по миру романтически-героическому. А потому и форма далека от привычного нам видения атмосферы романа Дюма: вместо шпаг – розы или баскетбольные мячи (весьма удивительное, надо сказать, «или»), сражения происходят в виде танцевальных баттлов, монахини разгуливают в откровенных корсетах и игривых панталончиках, а одежда мушкетеров представляет собой современные деловые костюмы, снабженные манжетами и расшитые кружевами. Спортивный костюм у де Тревиля (заслуженный артист РФ Андрей Кылосов) или игрушечный кот на руках у кардинала Ришелье (Илья Андрюков) – в порядке вещей, ведь на самом деле де Тревиль – это учитель физкультуры, кардинал Ришелье – завуч, а сам д’Артаньян (Евгений Бушуев) и его друзья Атос (Василий Бичев), Портос (Илья Порошин) и Арамис (Иван Виненков) – ученики школы с углубленным изучением французского языка, которые встречаются через 10 лет после выпускного. Ностальгия д’Артаньяна по былым годам – девиз школы – «Один за всех и все за одного!» – выливается в достаточно подробную фантазию, сплетающую в себе школьные реалии и роман Дюма.

Режиссер так и обозначил жанр постановки – театральная фантазия, чем обеспечил ей «подушку безопасности». Как с таким определением предъявлять претензии к жанру и поражаться тому, что несколько французских песен, прозвучавших в первой части, почти полностью поглощают вторую, и после антракта спектакль внезапно превращается в мюзикл? Или негодовать по поводу того, что кардинал Ришелье удит пластмассовую рыбку, пока его гвардейцы поглаживают плюшевых котиков? Или удивляться тому, что характеры персонажей, в сущности, лишь намечены – как ни вглядывайся, нет в них того благородства, того чувства чести, которому мы восхищаемся, читая роман Дюма?

Все оправдано – обозначением жанра, общей идеей. И, наконец, финальным результатом – подавляющее большинство зрителей ведь искренне хохочет, глядя, как мушкетеры, нелепо открыв рты и растопырив ноги, скачут на спортивном коне, или как король Франции (Алексей Агапов) царствует на вполне себе современной дискотеке под «кач» подданных; восхищенно аплодирует после каждой песни (среднестатистический человек и не разберет, фонограмма звучит или живой голос) или танцевально-баскетбольной вставки. Словом, концентрация зрелищ в угоду народу на минуту сценического времени такова, что хоть хлебом не корми. И если в первой части чувствовалось достаточно уважительное отношение к первоисточнику (к примеру, звучат достаточно развернутые диалоги, ключевые события рассказываются хоть и с розами в руках, но с сохранением лексики персонажей и сюжетных подробностей), то вторая больше напоминает ускоренную перемотку или же краткое содержание – взять хотя бы хитроумный план Миледи (Екатерина Живоглядова) по убийству герцога Бекингема (Сергей Заикин), в спектакле сокращенный до коротюсенькой сцены, в которой босой, беззаботно скачущий Бекингем падает замертво при звуке выстрела.

Декорации и свет полностью подыгрывают замыслу режиссера: очертания французской архитектуры нарисованы мелом на зеленой школьной доске, время от времени на их фоне появляются гимнастические кольца, силуэт луны перекрывают тени от веток деревьев – словом, чего только фантазия пожелает. Свет – как в хорошем шоу: красные, синие, белые лучи, в которых кроваво/таинственно/пафосно клубится дым. А в танцевально-песенных сценах, концентрация которых ближе к финалу все нарастает, неотвратимо царит дух телевизионных сказок, которые в начале 2000-х любил показывать под Новый год Первый канал. Логика подачи материала очень схожа: все помнят, что, например, «Золушка» — это про трудолюбие и веру в себя, но если сюжет иллюстрировать песнями Верки Сердючки (как сделал это Семён Горов в телевизионном фильме 2002 года), то народ не только посмотрит, но и подпоет, и подтанцует: успех будет обеспечен.

Итак, средства оправданы, цель ясна: зрители — по крайней мере, подавляющее большинство — довольны и наверняка посоветуют спектакль родственникам, друзьям и знакомым. Но остается вопрос – есть ли миссия у спектакля «Три мушкетера»? В наш циничный век посредством театра никого не научить благородству, любви и верности – но такой задачи спектакль и не ставит. Быть может, он заставляет задуматься, потому что открывает нам глаза на что-то, чего мы раньше не замечали, чего не сказал Дюма, но что стремится донести до зрителя режиссер Михаил Заец? Кажется, снова ответ «нет»: пронизывающая постановку мысль «все мы грезим о героических временах» откровением назвать сложно. Единственная задача постановки – развлекательная: получился действительно задорный, яркий и в некотором роде хулиганский спектакль. И для определенной категории зрителей он будет идеальным времяпровождением – без отягощающих ум и сердце последствий.

Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловского академического театра драмы

Автор фото: Вадим Балакин

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга