Поиск по сайту

26 Июня 2018

Куклы и люди – о неигрушечной войне

О новом спектакле Екатеринбургского театра кукол


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В мае в Екатеринбургском театре кукол появился особенный камерный спектакль. Премьера постановки «Кукла», в которой актер театра Николай Бабушкин выступил и режиссером, и художником, состоялась в преддверии Дня Победы, и с тех пор интерес к ней не угасает: вот и сегодня в малом зале Театра кукол собралось немало юных зрителей.

Спектакли о войне есть в репертуаре каждого или почти каждого театра. А вот найти постановку на эту тему, обращенную не ко взрослому, а к маленькому зрителю, не так-то просто. Оно и понятно: говорить о столь тяжелых событиях непросто, и особенно непросто – с теми, кто о войне почти не знает. Однако Николай Бабушкин и актеры Алла Антипова, Максим Удинцев и Наталья Елисеева сумели найти настолько правильную интонацию, что разговор о войне стал не только возможным – он оказался очень человечным.

В основе спектакля – одноименный рассказ Геннадия Черкашина о маленькой девочке, которая вместе с мамой, дедушкой и бабушкой переживает блокаду. Верным другом девочки еще до начала войны стала подаренная дедушкой кукла Маша: ей героиня доверяет все секреты, ей читает «Сказки дядюшки Римуса»… С ней девочка не расстается и в тяжелых условиях блокады: когда вместо дров в печурку отправляются стулья, вместо чая пьют кипяток, а на вопрос девочки об «уснувшем» трамвае мама отвечает: «Он, как наша соседка: она легла спать и не проснулась. У нее уже не было сил проснуться, и она замерзла».

Но когда маме поручают вывезти из блокадного Ленинграда детей, девочке приходится расстаться с любимой куклой. Это расставание станет первым в череде лишений: в Мышкине, где мама заботилась сразу о нескольких ребятишках, девочке будет не хватать маминой ласки; перестанут приходить письма от бабушки с дедушкой. А когда мама с девочкой вернутся в Ленинград, то узнают, что квартира опустела, и в ней живут чужие люди. Нет там больше ни бабушки, ни дедушки, ни куклы Маши…

История девочки – очень личная и в то же время не про конкретного человека (недаром ни в рассказе, ни в спектакле не называется имя девочки – это скорее собирательный образ), а про страшное явление: война отнимала у детей все, что им дорого: близких людей, заботу родителей, само детство. В таких трагических историях самое страшное, что может быть на сцене – «пережать», «переиграть», переборщить с изобразительными средствами. В «Кукле» Николая Бабушкина такого нет и близко: лаконичность в художественном оформлении, крайне внимательная работа с цветовым и световым решениями позволяет не отвлекаться от самого главного.

В спектакле задействованы шарнирные куклы – совсем небольшие, но при этом детально проработанные и очень человечные. Используется и «живой план»: актеры взаимодействуют с куклами так, словно вся сцена – большой кукольный дом. Лица артистов, не спрятанные за ширмой, располагают к максимально доверительному разговору (особенно примечательна в этом отношении игра Максима Удинцева). Благодаря тонкой игре артистов и особенному художественному оформлению на сцене возникает невероятно хрупкий мир, в котором каждая деталь имеет свое значение. Стукнул копытцем деревянный жеребёночек Гришка, играющий с трепещущей бабочкой, зашуршали детские рисунки на афишном столбе, крошечная кукла-девочка горестно прижалась к крошечной кукле-маме – в такие моменты любые слова кажутся излишними, они лишь спугнут то сокровенное, о чем невозможно рассказать – можно лишь почувствовать.

Дети смотрят спектакль завороженно: рассказ истории от лица ребенка делает постановку максимально понятной растущей душе маленького зрителя. А если что-то остается непонятным (все-таки в спектакле идет речь о конкретном историческом событии и явлениях, которые сегодняшний ребенок с трудом может себе представить) – всегда можно задать вопрос взрослым. И тут уже ответственность родителя или учителя – не отмахнуться, быть готовым к важному разговору, суметь «подхватить» так замечательно подобранную интонацию спектакля.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Ольга / 27 Июня 2018 в 17:49

Вряд ли слово "человечные" применимо к куклам. Беда у "журналистов" с определениями.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга