Поиск по сайту

28 Июня 2018

Летящий мастодонт

О трансляции балета «Манон» Ковент-Гарден в киноконцертном театре «Космос»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

К балету «Манон» Королевского балета Ковент-гарден часто применяют такие определения, как «легендарный», «эпохальный», «мастодонт» … Лукавства здесь нет, однако противоречие в восприятии кроется, ибо, слыша «мастодонт», мы интуитивно чувствуем нечто столь же великолепное, сколь и грузное, почти неподъемное. Так вот «Манон» — один из самых живых, страстных и летящих балетов всей истории танца – и эти определения действительно характеризуют его сущность и объясняют, почему на протяжении всего спектакля зрители полностью поглощены происходящим на сцене.

Почему же «мастодонт», почему «легендарный»? Приведем несколько фактов, которые могут отпугнуть чересчур предусмотрительного зрителя. Итак, «Манон» — это балет 1974 года, то есть в этом году ему исполнилось 44 года. И хотя человеку театральному очевидно, что любой спектакль на протяжении своей жизни меняется, кардинальных преображений «Манон» за эти годы не случилось. Еще один факт, который заставит зрителя усомниться в походе на «Манон» — это продолжительность спектакля: в кресле придется просидеть почти три часа, правда, с двумя антрактами (даже в кинотеатре на это время зажигают свет и объявляется небольшой перерыв, а оставшаяся часть антракта заполняется интервью с танцовщиками, дирижером и другими причастными к постановке людьми). Ну и финальное подтверждение легендарности – постановщиком балета выступил Кеннет МакМиллан, для которого «Манон» стала вторым трехактным балетом, созданным хореографом в качестве художественного руководителя Королевского балета.

Однако и о давности постановки, и о внушительной продолжительности легко забыть. Да, Макмиллан действительно проделал огромную работу, до деталей проработав каждый аспект спектакля. Дух захватывает от художественного оформления: тщательно воспроизведена атмосфера, костюмы, прически конца XVIII века (художник-постановщик тщательно изучал иконографические материалы того времени, и эта работа восхищает на протяжении всего действия). Скрупулезность присутствует и в проработке характеров персонажей, и это касается не только главных героев: если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в массовых сценах продуман образ и характер каждого танцовщика – они замечательно существуют не только в танце, но и в актерском плане.

У главных же героев – Манон, ее возлюбленного кавалера де Грие, Леско, господина Г.М. – образы настолько убедительны, что исполнителям впору соревноваться в мастерстве с драматическими артистами – с тем только отличием, что все эмоции и чувства балетные танцовщики выражают без единого слова. Безусловная звезда и потрясающе удачная для спектакля находка – исполнительница заглавной роли Сара Лэмб: благодаря сюжетным перипетиям у артистки есть возможность «проиграть» целый ряд чувств и эмоций. Здесь и невинная скромность, и первая влюбленность, и готовность пойти ради любви на любые риски, и осознание собственной красоты и власти над мужчинами, и муки выбора, и боль от страшной потери, и смирение, и сумасшествие… Сара Лэмб в каждой своей ипостаси невероятно прекрасна и убедительна. А специфическая внешность (тонкие черты лица, светлые волосы, белая кожа, слегка потусторонний взгляд) и потрясающее владение танцевальной техникой придают исполнительнице сходство со сказочными персонажами – феями, эльфами…

Если же говорить о танцевальной технике, то даже человек далекий от этого вида искусства вряд ли не заметит особой характерности, заложенной МакМилланом в хореографию и рисунок танца. Особенно яркие, незабываемые примеры – восхитительные па-де-де Манон и де Грие в первом акте: мы видим классический балет, однако канонические движения, поддержки приобрели особые стилистические черты – они стали «скользящими»: в некоторые моменты может показаться, что мы смотрим не балет, а фигурное катание. Смыслово это более чем оправданно: в па-де-де возлюбленные не только признаются в своих чувствах – они отказываются от всего ради любви, рискуют всем, теряют точки опоры, а потому ни один выход из поддержки не становится завершенным движением – он мгновенно перетекает в следующую, и самые сложные элементы кажутся совершенно органичными для невесомой Манон и высокого, статного де Грие: их дуэт напоминает прекрасную стихию, безупречное владение телом позволяет выполнить сложнейшие технически элементы – от их череды захватывает дух.

Удивительно хорошо во втором акте соло Рёити Хирано, танцующего Леско (и сменяющее его па-де-де Хирано и Итциар Мендисабаль, любовницы Леско): здесь МакМиллан создал потрясающе смешной танец. Примечательно, что комичность ситуации создается на только за счет мимики танцовщиков, но и благодаря именно танцевальным средствам: состояние опьянения у героя в классическом балете представить почти невозможно, однако Хирано делает это поистине виртуозно.

Потрудился МакМиллан и над музыкой. Как известно, балетной партитуры к «Манон» не существовало – было две оперы Жюля Массне и Джакомо Пуччини, однако опера Пуччини на момент постановки балета уже была в оперном репертуаре Ковент-Гарден. Музыка Массне МакМиллану понравилась, однако он не стал брать ее целиком, а «сложил» балетную партитуру из фрагментов различных сочинений композитора, в том числе оперы «Манон». На сегодняшний день для «Манон» создана новая оркестровка, ее автор — Мартин Йетс, он же дирижировал показом балета. Такая тщательность в выборе и обработке музыкального материала также дает свои плоды: музыка и создает настроение, и нагнетает интригу, и позволяет прочувствовать всю трагичность самых тяжелых для героев моментов.

«Манон» — это безусловно успешный результат прекрасно разыгранной партии: в балет вложен титанический труд, безусловный талант и немало удачно сложившихся обстоятельств, которые кто-то назовет удачей или театральной магией. Недаром Фонд МакМиллана трепетно относится к творению мастера, неизменно курируя все существующие постановки балета вне стен Ковент-Гарден. В России «Манон» можно увидеть в Мариинском театре и Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – хотя нужно быть готовым, что балеты будут отличаться от оригинала. Мы же советуем вам по возможности не жалеть времени и увидеть постановку Королевского балета Ковент-Гарден: будем надеяться, киноконцертный театр «Космос» вновь представит ее на широком экране.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры