Поиск по сайту

22 Августа 2018

Страсть не по классике

О показе балета «Кар Мен» Мэтью Борна в TheatreHD


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

В екатеринбургских кинотеатрах продолжается Летний театральный фестиваль – 2018. В рамках программы TheatreHD на экранах транслируются легендарные спектакли со всего света. На одном из показов зрители познакомились с нуарным балетом «Кар Мен» на классическую партитуру Жоржа Бизе в аранжировке Терри Девиса. Режиссером и хореографом выступил британец Мэтью Борн.

От традиционной «Кармен» балет Мэтью Борна отличается названием — знаменитый британец превратил имя роковой цыганки в прозаичное «Кар Мен», что в подобном звучании создает языковую игру: с английского языка «The Car Man» дословно переводится как «Автомеханики». Да и главным героем-соблазнителем здесь стал бродяга по имени Люка, чью роль исполнил Кристофер Тренфилд. В новой интерпретации действие любовной истории перенеслось в американскую автомастерскую 60-х годов, куда пришел работать бродяга. А завлекла его туда жена владельца мастерской Лана (Зизи Страллен). Ей надоел грубый и неотесанный пьяница муж (Алан Винсент), она хотела внимания и страсти, которую ей мог дать лишь Люка.

 Автомастерская «Дино» — царство маскулинности и похоти. Полуголые накачанные мужчины весь день чинят машины, а после отправляются пить и плясать в компании не менее лихих подружек. Противоположностью такого понимания жизни становятся взаимоотношения младшей сестры Ланы — Риты (Кейт Лайонс) и нанятого помощника Анжело (Доминик Норс). Но и их невинные, по сравнению со всем происходящим вокруг, чувства будут уничтожены роковой связью жены владельца автомастерской и Люки.

В конце концов, измены Ланы будут замечены, а ее муж убит. Женщина подставит Анжело, к тому времени уже ставшего очередным любовником Люки, и его заберут в тюрьму. Кровавая вакханалия спектакля к этому моменту достигнет своего пика.  Похоть и насилие сойдутся вместе и породят замысловатый сюжет в духе классической и страстной «Кармен».

Недаром Мэтью Борн обладает титулом рыцаря Соединенного Королевства за заслуги в области хореографии и премией «Тони» за балет «Лебединое озеро». Ведь даже в столь извилистом сюжете в испанском духе зрителю не придется усиленно распутывать узлы сюжета. Постановщик сделал все для того, чтобы каждое действие было понято и однозначно интерпретировано зрителями.  Ясность в понимание сюжета вносит и драматическая игра актеров, а большой экран в высоком разрешении позволяет разглядеть каждую эмоцию на лице танцовщика.

Визуальная красота — неоспоримое достоинство «Кар Мен». Отточенные, профессиональные и совсем не традиционные движения под знакомую каждому музыку классической «Кармен» не оставляют шанса даже ярому противнику танца. Один из самых универсальных языков — язык тела и любви – правит балом в постановке Мэтью Борна. Оттого так видна разница между развитием отношений двух пар: Ланы и Люки, Риты и Анжело. Если в первом случае — это напористые безапелляционные движения, составленные сплошь из лучших поз «Камасутры». То для вторых — это нежность и неспешность, многочисленные поддержки и объятия.

Удивительным для выращенного на классическом балете зрителя становится и танец Люки с убитым Дино (он приходит к убийце как обвиняющий призрак).  Слившиеся в объятиях окровавленный труп Дино и одетый в роскошный костюм убийца исполнили свою партию. Она показывала, насколько абсурдным и противоестественным стало для Люки необоснованное убийство.

Несмотря на ужасающий сюжет, зрителя не покидает ощущение, что в «Кар Мен» нет отрицательных персонажей среди главных героев. И Люка, и Лана, и Рита, и даже Анжело — всего лишь люди, ставшие жертвами обстоятельств и закостенелого окружения.  Только в их лицах видна жизнь, выделяющая их на фоне безликой массы автомехаников и завсегдатаев кабаков. Усиливает ощущение безысходности и визуальное оформление сцены — железные листы, многочисленные таблички с надписями и ни одного природного элемента. Все говорит о том, что персонажи оказались в царстве, которое создал человек, и в котором ему самому очень сложно выживать, сохраняя хоть каплю настоящей любви.

Костюмы Леза Бразерстоуна полностью соответствуют американскому духу «низов» 60-х годов и подчеркивают «безликость» массовки. На мужчинах — джинсы и клетчатые рубашки, на женщинах — легкие платьица, юбки которых кокетливо задираются в процессе танца. На протяжении почти всего спектакля актеры остаются в одних и тех же костюмах за исключением лишь периода «богатой жизни» Ланы и Люки: они убили Дино и украли все его деньги. Тогда герои и переодеваются в роскошные наряды. Да и Анжело постепенно меняет свой «ангельский» белый костюм на рабочую форму заключенного, ну а после и на белую майку с кожаной курткой — то, в чем бывший бродяга Люка когда-то появился на пороге мастерской. Лишь Рита не изменяет своему светлому и безупречному наряду и остается символом чистоты, способным выжить и остаться собой среди окружающего безумия.

Мэтью Борну удалось блестяще рассказать свою историю, которая вполне могла произойти в недрах одноэтажной Америки. Здесь, на фоне давящей и унифицированной атмосферы маленького городка 60-х годов драма «маленького человека» выделилась особенно ярко. Ну а зрителю осталось лишь разгадать — что же в «Кар Мен» будоражит именно его, ведь, в конечном итоге, все мы можем оказаться как созидателями, так и разрушителями не только собственной, но и чужой судьбы.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры