Поиск по сайту

12 Сентября 2018

Остаться классикой – и прозвучать

О премьере оперы «Турандот» в Екатеринбургском театре оперы и балета


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Завтра Екатеринбургский театр оперы и балета открывает 107 сезон премьерой – оперой «Турандот» Джакомо Пуччини. Спектакль стал екатеринбургским дебютом молодого французского режиссера Жан-Ромена Весперини, и побывав на прогоне, мы поразились тому, насколько современно может звучать сегодня классическая опера.

 

Сюжет оперы «Турандот», в основу которого легла одноименная пьеса Карло Гоцци, наверное, многим известен: в Пекине живет принцесса Турандот, которая славится своей неземной красотой. Всякий мечтает взять ее в жены, однако, чтобы завоевать принцессу, претенденту нужно отгадать три загадки. Если жених терпит неудачу, его голова летит с плеч. Однажды принцессу замечает Калаф – сын свергнутого татарского царя Тимура. Юноша соглашается выслушать загадки и отгадывает их. Видя отчаяние Турандот, он предлагает принцессе свою загадку: если она узнает его имя до рассвета, он примет смерть от руки палача. Если же нет – замужества не избежать.

История о принцессе Турандот – довольно жестокая, но все же сказка. Режиссер-постановщик Жан-Ромен Весперини и немецкий дизайнер Дирк Хофакер, создавший сценографию и костюмы, вдохновляются жанром восточной сказки и с удовольствием остаются в ее пространственно-временных рамках, весьма скрупулезно работая над каждой аутентичной деталью. Большую часть сцены занимает внушительная двухъярусная конструкция, вращение которой обеспечивает смену декораций: площадь и улицы Пекина, императорский дворец (то величественно-золотой, то таинственный, призрачно-синий). В художественном оформлении прослеживаются китайские и монгольские мотивы, что создает особую, неповторимую атмосферу Востока. А чистые, яркие, глубокие цвета не дают нам забыть о том, что мир этот – фантазийный: сцены сменяют друг друга, и словно переворачиваются листы восхитительно иллюстрированной книги со сказками…

Но, конечно же, главная магия – это музыка. Написанная 1926 году опера, так и не оконченная Джакомо Пучини (как известно, финал на основе черновиков автора написал композитор Франко Альфано), спустя почти столетие отзывается в сердцах слушателей. Потрясающе мощно звучит «героическая» тема Калафа в исполнении приглашенной звезды Паоло Лардиццоне (в другом составе – Алексей Косарев): кажется, одним лишь голосом итальянец может завоевать сердца всех присутствующих в зале, не говоря уже о его царственной осанке и воистину пламенном взгляде. И какая благородная, гордая сила – в исполнении «ледяной» партии Турандот приглашенной солистки из Казани Зои Цецериной (в других составах – Анна Перхурова, Ирина Риндзунер, Лидия Изли, Надежда Бабинцева)! Невозможно остаться равнодушным и к бесконечно нежным, лирическим партиям рабыни Лю (лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области, приглашенная солистка Большого театра России Ольга Семенищева (Пешкова), в других составах – Елена Павлова (Деменьева), Наталья Карлова, Ольга Тенякова), влюбленной в Калафа и отдавшей за своего принца жизнь.

Впечатляет и «народная» тема, эффект которой усилен решением массовых сцен. Прописанный в либретто «народ» в спектакле Весперини составляют преимущественно женщины – бедно одетые, печальные, сливающиеся в тусклую безликую толпу. Они здесь – стихия, которая так же жестока, как их принцесса – они так же требуют крови неудавшихся женихов, отчаянно прося пощады лишь тогда, когда приближается победа Калафа. Вероятно, вид этих женщин – несчастных, никому ненужных – лишь убеждает Турандот в верности избранной ею дороги: поддаться любви значит для нее превратиться в такое же безликое существо, лишенное главных своих сокровищ – гордости и независимости.

Еще сильнее этот контраст проявляется в сцене, в которой холодная принцесса сталкивается с нежной и любящей рабыней Лю. Первая бесконечно ценит свою свободу – вторая без промедлений соглашается на пытки ради счастья любимого, а затем отдает за него жизнь. Глядя на смерть Лю, Турандот, кажется, остается непреклонной – однако тонкий намек художника по костюмам позволяет нам понять, что лед тронулся: принцесса поворачивается к зрителю и Калафу спиной, и на подоле синей накидки мы видим стремящийся вверх узор из цветов.

В реалиях сегодняшнего дня Турандот воспринимается героиней очень и очень современной: это гордая, умная, самодостаточная женщина, осознающая свою уникальность и понимающая, что для самореализации и счастья ей вовсе не нужен мужчина. Несмотря на жестокость героини, чрезвычайно трудно не отнестись к ней с изрядной долей симпатии. В сущности, она вовсе не обрекает женихов на смерть – она лишь хочет быть уверенной, что претендент на ее сердце будет готов отдать за нее и жизнь. А рисковать или нет – уже выбор жениха.

Да, пройти испытание способны не все – и это вторая проверка. Однако стоит появиться чуть более сообразительному, чем прочие претенденты, Калафу, как загадки щелкаются, словно орешки. И оказывается, что не стоило идти за первого же (второго, третьего и так далее) принца, нужно было дождаться, пока не появится этот: смелый и благородный, как прочие, но, в отличие от других, чрезвычайно мудрый. Не только потому, что смог отгадать загадки, но и потому, что в конечном счете позволил Турандот одержать победу, повторно отдав свою жизнь в ее руки, – и победил вместе с ней.

Вкупе «Турандот» Екатеринбургского театра оперы и балета – это изысканная пища и для ума, и для слуха, и для глаз, и для сердца. Несмотря на минимальное передвижение персонажей по сцене, жизнь спектакля не замирает ни на секунду: в душах героев бушуют бури, которые будят и души зрителей, заставляя их искренне переживать и живо осмыслять темы любви, гордости и свободы – темы, когда-то взволновавшие Гоцци и Пуччини, почти через столетие – Весперини, а сегодня – и нас с вами.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры