Поиск по сайту

10 Октября 2018

Дебют со вкусом и смыслом

О премьере «Сказки о потерянном времени» Екатеринбургского ТЮЗа


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Сегодня Екатеринбургский театр юного зрителя представил премьеру – «Сказку о потерянном времени» в постановке художественного руководителя театра Григория Лифанова. Спектакль стал многогранным дебютом: Григория Лифанова – как режиссера спектакля для детей, руководителя музыкальной части театра Александра Жемчужникова – как композитора большого музыкального спектакля, вчерашних выпускников ЕГТИ – как новоиспеченных актеров ТЮЗа. Мы побывали на генеральном прогоне спектакля и с уверенностью заявляем: дебютанты показали себя с самой лучшей стороны. Впрочем, как и не дебютанты.

Спектакль возникает из невесомого: на пока еще закрытом занавесе сплетаются из световых лучей часовые шестеренки, потихоньку заливает зал обещающая волшебство музыка. Нарастая, она постепенно – и сам не замечаешь, как это происходит – захватывает все твое существо, подчиняет его тем законам, которые в детстве заставляли сердце сжиматься, когда сказка приближалась к счастливому концу. Ей подчиняешься сразу же – и до самого конца.

Выражение «музыка – одно из главных действующих лиц» здесь приходится кстати, как нигде более. Александр Жемчужников написал удивительно гармоничную партитуру – удивительно потому, что за два часа действа можно услышать и хип-хоп, и драм-н-бэйс, и блюз, и модерн, и советские мелодии… У этой музыки – сладко-знакомое настроение и совершенно свежее звучание. Где нужно – смешит, где нужно – «качает», где нужно – щемит сердце. Но что самое ценное, музыкальное оформление — это не искусственная попытка понравиться детям, угодить их вкусу, а вдумчивая и искренняя работа композитора, который умеет тонко чувствовать музыку и изящно воплощать свои идеи.

Кстати о воплощении, в записи фонограммы принимали участие известные уральские музыканты: Ирина Панова (скрипка), Элина Алыпова (скрипка), Петр Кобилецкий (альт), Дмитрий Яковлев (виолончель), Антон Бородин (рояль), Наталья Камусина (флейта), Анатолий Приходько (саксофон), Святослав Коротовских (бас-гитара), Артём Иванов (барабаны). Флейта добавляла сказочности, саксофон и барабаны – драйва, рояль придавал то озорное, то лирическое настроение происходящему. А столь любимые Жемчужниковым струнные задавали – те самые пронзительные ноты, которые и возвращали в детство – в то время, когда мы искренне переживали за киногероев – незнакомых нам Петь, Вась, Наденек и Марусь.

Но довольно о музыке (тем более что мы вряд ли удержимся и не скажем о ней еще несколько слов позднее) – поговорим о том, что происходит, когда поднимается занавес. Он открывает нам совершенно фантастический мир: кажется, будто герои находятся в гигантском часовом механизме. Огромные шестеренки, бесчисленные циферблаты, часовые стрелки – масштабы впечатляющие, качество работы – несомненно высокое. Художник-постановщик Ирина Сайковская не просто придумала монументальное (но отнюдь не тяжеловесное!) воплощение сказочного мира, но и вдохнула в свое творение жизнь: масштабные конструкции двигаются, преображаются, шестеренки превращаются в лестницы, сердцевина часового механизма – в убежище злых волшебников.

Где-то на очередной грани времени спрятался пятый класс – разнокалиберные, но все, как один, непоседливые школьники и их учительница (Мария Егошина). Из узнаваемых типажей – «зубрилка» Берёзкина (Дарья Большакова), угодливый Тыковкин (Даниил Андреев) и, конечно же, хулиган и главный герой сказки Петя Зубов (Алексей Галкин). Все ученики, как один – в советской школьной форме 50-х годов и пионерских галстуках: режиссер Григорий Лифанов оставил действие в советском времени, когда сказку написал Евгений Шварц. Однако, нарядив актеров в красные галстуки, не настаивал на образах примерных учеников, а позволил быть детьми: веселыми и капризными, с нетерпением ждущими звонка с урока, любящими мороженое и придумывающими смешные обзывательства направо и налево.

Артисты ТЮЗа существуют в этих образах с нескрываемым удовольствием: они совершенно прекрасно и уместно переигрывают (здесь абсолютная звезда, конечно же, Дарья Большакова), а кроме того – поют и танцуют. Здесь – важная деталь (при ее упоминании еще раз обратим внимание читателя на масштаб декораций и работы над музыкальным оформлением): на подготовку сказки у постановочной группы был ровно месяц. Месяц – на то, чтобы выучить и отрепетировать песни и танцы, которых в спектакле совсем не мало. Вокальные номера исполняются вживую, зачастую – одновременно с танцем. И если в хоровых песнях, исполняемых классом, можно услышать легкий разнобой (вполне простительный – вспомните свои школьные уроки музыки), то большинство сольных вокальных номеров звучит более чем убедительно. Несколько инородно в этой палитре слушается песня доброго волшебника Владимира Сергеевича (Александр Кичигин): бархатный низкий голос артиста куда лучше звучит в монологах и диалогах, нежели в единственной для этого персонажа песне.

Главные герои спектакля – четверо пятиклассников: роли Пети Зубова, Васи Зайцева, Наденьки Соколовой и Маруси Поспеловой исполняют недавно поступившие в труппу театра артисты Алексей Галкин, Никита Куляшов, Мария Колчанова и Таисия Гангур. Отсутствие опыта, конечно же, пока скрыть сложно: в отличие от старших товарищей «новички» более сдержанны – не позволяют себе той степени хулиганства, которая так украшает прочих персонажей. Впрочем, исполнитель главной роди возложенное на него доверие оправдал: двоечник Петя Зубов получился у Алексея Галкина при своем не слишком-то достойном пионера поведении живым и обаятельным. Именно такой мальчишка – озорной, но при этом добрый и вовсе не глупый – обитает в каждом школьном воспоминании.

Безусловные короли сцены в «Сказке о потерянном времени» — злые волшебники. Их здесь целых восемь: первая четверка – волшебники старые, вторая – те же, но благодаря заклинанию вернувшие себе детство. Так, галантный обладатель великолепной седой шевелюры Сергей Владимирович (заслуженный артист России Владимир Сизов) превращается в стилягу с не менее великолепной, но сиреневой прической (Павел Поздеев). Горюющая об упущенной карьере вокалистки Ольга Капитоновна (народная артистка России Любовь Ворожцова) становится полной надежд, изящной и коварной певицей (Алеся Маас). Утонченная и очаровательная, но тугая на ухо Марфа Васильевна (заслуженная артистка России Любовь Ревякина) становится юной и ярко-рыжей, не теряя своей утонченности (Мария Викулина). А гордо носящий запыленный английский котелок Пантелей Захарович (Геннадий Хошабов) променивает свой головной убор на серебристую бейсболку (Данила Кондратенко).

Волшебники в обоих воплощениях – невероятно обаятельны: они располагают к себе, пожалуй, даже больше, чем главные герои. На руку играют и костюмы: если школьники облачены в одинаковую форму, то здесь художник по костюмам Ника Брагина дала волю фантазии и вкусу. Красивые оттенки серого, выразительные складки, элегантные, формирующие силуэт платья, импозантные шляпы, а в деталях, присмотревшись, можно заметить тематические аксессуары: броши в виде циферблатов, римские цифры на поле фрака, половинку шестеренки в качестве веера. У старшего поколения волшебников – легкая припорошенность паутиной, у молодого – яркие цветовые акценты: желтый галстук, синяя бабочка, фиолетовые колготки, сочно-красная губная помада.

Однако секрет обаяния, конечно же, кроется не только в костюмах, но и в том – это видно невооруженным глазом – что артистам безусловно нравится существовать в этом спектакле. Они прекрасно чувствуют, насколько серьезна поднимаемая постановкой тема: все-таки Шварц, а за ним и драматург Анна Богачева, написавшая пьесу для постановки, говорят, в первую очередь, о том, как время пролетает мимо нас, оставляя в прошлом заветные мечты и возможность когда-либо их воплотить. Недаром старые волшебницы Марфа Васильевна или Ольга Капитоновна озвучивают мечты своей молодости: слушая их, мы вспоминаем и о своих забытых, потерянных стремлениях и желаниях. Оставив временной пласт, не пожелав «осовременивать» сказку, Григорий Лифанов попал в точку: «Сказка о потерянном времени» действительно напоминает взрослым о детстве, но не как о беззаботной и веселой поре, а как о времени, когда казалось, что воплотить любую мечту – возможно.

Это ощущение возможности – совсем утерянной или еще только ускользающей – невероятно важно. Поэтому после спектакля продолжают звучать строки «час за час, за годом год время движется вперед», – звучать в голове, отзываться в душе. Но это вовсе не значит, что для детей «Сказка о потерянном времени» будет менее важна. Просто важна она будет иначе. Эта постановка – прекрасная школа вкуса: эстетического, музыкального, театрального. Сказка впитала в себя немало хорошего из старого доброго советского фильма, но предстала в совершенно новым звучании и заговорила с детьми на равных.

Спектакль, конечно же, еще «подрастет»: новички станут увереннее и тоже разрешат себе похулиганить; окончательно закрепятся песни и танцы. Однако уже сейчас с уверенностью можно сказать, что «Сказка о потерянном времени» станет одним из самых заслуженно востребованных детских спектаклей Театра юного зрителя.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры