Поиск по сайту

29 Октября 2018

Легкие ноги «Лемнискаты»

О премьере спектакля «Стойте на голове!»


Мне нравится!

25 октября на сцене Театра балета «Щелкунчик» состоялся премьерный показ данс-спектакля в одном действии «Стойте на голове!» от Театра танца «Лемниската Бернулли». Ироничная постановка отсылает зрителя к началу ХХ века, когда зарождался свободный танец Айседоры Дункан, а повсюду обсуждались работы Фридриха Ницше.

Танец модерн, контемпорари и контактная импровизация — все они рождались и зачинались в минуты, когда девушка в греческом хитоне — почти нагая по меркам того времени — выходила на сцену. Отрекаясь от принципов балетного театра, она двигалась легко и свободно. Конечно, речь идет об Айседоре Дункан.

Она и находится в центре повествования спектакля «Лемнискаты Бернулли» — театра танца Екатеринбургской академии современного искусства. Так же, как и главный философ того времени Фридрих Ницше. Но если танцовщица раскрывается и присутствует как личность (мы видим ее образ на сцене и в видео – оно проецируется за спинами танцовщиков), если с ней идет некий диалог и контакт, то Ницше присутствует в «Стойте на голове» как текст, произносимый героиней образом Дункан, и как идея, выражаемая постановщиком Татьяной Вдовиной.

Кроме того, название спектакля — тоже отсылка к знаменитому выражению немецкого мыслителя, которого Айседора Дункан называла «танцующий философ». Вот оно: «Походка обнаруживает, идет ли кто уже по пути своему, — смотрите, как я иду! Но кто приближается к цели своей, тот танцует. И хотя есть на земле трясина и густая печаль, — но у кого легкие ноги, тот бежит поверх тины и танцует, как на расчищенном льду. Возносите сердца ваши, братья мои, выше, все выше! И не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, Вы, хорошие танцоры, а еще лучше – стойте на голове! Лучше неуклюже танцевать, чем ходить хромая». Это и другие высказывания Ницше произносит Татьяна Долгих, одетая в хитон и явно изображающая Айседору.

Спектакль пронизан самоиронией. Сложная, многофигурная хореография сочетается с забавными общеизвестными хитами. Движения танцовщиков несут в себе добрый юмор и жизненную энергию, миксуя элементы акробатики и самые простые движения. Способность артистов посмеяться над собой показана уже в самом начале спектакля. Постановщик решил вывести на первый план не только фигуры известных людей, но и зрителя: недовольного, непонимающего и вечно задающего вопросы. Периодически его фигура дает о себе знать и вклинивается в действие, стараясь спутать режиссеру и исполнителям все карты. Но, несмотря ни на что, действие продолжает развиваться и проводит зрителя через эпоху зарождения танца модерн, через отсылки к коммунистическому времени и затем — к современной хореографии.

Одним из элементов спектакля становится видеоряд. Он поражает своим разнообразием. Порой это сцены, снятые по мотивам жизни известной танцовщицы: Дункан (Татьяна Долгих) занимается с воспитанницами или неспешно прогуливается в старинных интерьерах. В другую минуту — это группа танцовщиков, состоящая из юноши и трех девушек. Они движутся будто в космическом и безвоздушном пространстве исполняя сентиментальный танец.

Часть видео отснята самими участниками спектакля, другая — записи из открытых источников. Так, зритель видит знаменитый танец, приписываемый Айседоре Дункан. Или запись «Польки» от Марка Морриса. Оба видео сопровождаются аллюзиями танцовщиков из «Лемниската Бернулли». Таким образом синхронизируются действия, происходящие на записи и на сцене. И оттого движение приобретает более объемную силу, помноженную на два.

Логическим завершением действия становится именно «Полька» Марка Морриса от 2011 года. В оригинальном видео ее исполняют простоволосые девушки в разноцветных шелковых ночнушках. Их движения просты, но выразительны. В этом танце не требуется тянуть носок или соответствовать иным канонам классического танца — исполнить его может любой танцор. Точно также одеты и двигаются под экраном танцовщицы из Екатеринбурга. Все действие превращается в завораживающий шабаш ведьм, от чего неизбежно тянет присоединиться к их мистическому движению.

Кажущаяся простота пластики в «Стойте на голове» манифестирует отказ от академичности ХХ века и становится аллюзией на историческое развитие современного танца. Смотреть на «Лемниската Бернулли» легко и приятно. Отчасти потому, что их язык понятен современному зрителю, а отчасти и потому, что сами танцовщики наслаждаются тем, что делают. Покидая зрительный зал еще долго хочется обсуждать увиденное. «Люби творчество и не отступай от своих идей», — заявил нам Театр танца «Лемниската Бернулли», а мы с удовольствием с ним согласились.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры