Поиск по сайту

28 Ноября 2018

Кинематограф на подмостках

О премьере театрального института


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

27 ноября на сцене Учебного театра Екатеринбургского театрального института прошел премьерный показ спектакля «Александр Невский». Его основой стал сценарий одноименного фильма классика мирового кинематографа Сергея Эйзенштейна.

Перед началом постановки режиссер проекта Александр Блинов предупредил всех о том, что будет происходить в спектакле. Громкие звуки и довольно страшные сцены могут напугать чувствительного зрителя. Кроме того, в зрительный зал со сцены установлен помост. На нем тоже происходят батальные сцены и тем, кто не хочет, чтобы над его головой свистели мечи и топоры, лучше заранее отсесть назад, потому что – внимание! – в массовке задействовано около 50 человек.

Для «Александра Невского» в два раза была увеличена и оборудована специальными люками сцена Учебного театра. Все для того, чтобы большое количество человек смогло не просто уместиться на подмостках, но и реконструировать сцены сражений. Они были поставлены под руководством профессиональных каскадеров и специалистов по историческому бою. Так что пришедших ожидает настоящий звон мечей и впечатляющие трюки с переворотами.

Сюжет и весь текст постановки повторяют фильм Эйзенштейна. В средствах выразительности «Александр Невский» театрального института — это авторская интерпретация Александра Блинова. Современные приемы — в спектакле задействованы экранные 2D и 3D-технологии — и стремительное развитие сюжета приближают действо к популярным нынче кинобаталиям. Сходство с ними усиливает тот факт, что сражаются главные герои не с Тевтонским орденом, а с собирательным образом вселенского зла — бандой Псов-Рыцарей. Не обошлось здесь и без примеси фэнтези — могущественного колдуна (Ян Королёв), наделяющего главу псов бессмертием при помощи устрашающего бормотания и экспрессивных взмахов руками.

В «Невском» нет декораций. Их роль выполняют три экрана, на которые проецируется необходимая режиссеру обстановка: берег Невы, Новгород или логово Черных псов. Все они анимированы и детализированы. Так, например, Новгород мы видим сначала с высоты птичьего полета, потом изображение увеличивается, и артист оказывается на главной городской площади. А в пристанище злодеев анимационные вороны неустанно кружат вокруг обглоданных человеческих костей. Оживает картинка и во время ожесточенных боев. В этот момент на экранах пролетают капли крови, символизируя жестокую сечу.

Для спектакля было изготовлено более 150 единиц оружия (мечи, копья, топоры и щиты) и доспехов (шлемы, кольчуги). Да и костюмы были разработаны всем индивидуально: на женских сарафанах не повторяются узоры, а мужские рубахи и брюки все выполнены в разных цветах и крое. Впечатляюще выглядят одеяния Псов-рыцарей. Ведрообразные металлические шлемы из фильма Эйзенштейна переродились в новом спектакле в черном цвете и с длинными устрашающими бычьими рогами. Дополнением к ним стали такие же черные доспехи и длинные плащи.

Пластика злодеев (Александр Кусов, Стефан Петров, Данил Исламов) также выстроена максимально жутко. Актеры двигаются, словно тяжелые роботы. Сходство с металлической обезличенной машиной добавляет и эффект реверберации, наложенный на их голоса (все артисты снабжены портативными головными микрофонами).

Александр Невский (Дмитрий Зонов) — идеал полководца. Даже его доспехи выполнены в стиле Александра Македонского — металлическое изображение мужских кубиков пресса. Положительные персонажи показаны утрировано: они все честны, благородны и храбры как на подбор — и в общих чертах почти не отличаются друг от друга. Отличие составляют Василий Буслай (Темур Шахпандаров) и кольчужный мастер Игнат (Сергей Шевченко). Благодаря другим интонациям и живой игре они выглядят более естественными и человечными.

Интересным для нашего времени мог стать персонаж Василисы (Аделина Бухвалова) как образ сильной женщины, вышедшей на бой наравне с мужчинами. Аделина Бухвалова наделила свой персонаж тем же благородным пафосом, что присущ и главным мужским героям, чем не только лишила его женственности, но и обезличила.

Спектакль создан при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» и Правительства Свердловской области в рамках работы Межвузовского центра театральных проектов ЕГТИ «Молодежный патриотический театр», потому и целью его является рассказать юному поколению о победе русского оружия в одной из самых известных битв всех времен. Насыщенность спектакля довольно жестокими сценами баталий и количество убийств, способное потягаться с самой «Игрой престолов», бесспорно, делает его интересным для молодого неискушенного зрителя. Но в погоне за спецэффектами и новаторством постановщики упустили важную линию — милосердие к побежденным со стороны армии Александра Невского. Ее отсутствие превращает новгородцев в таких же завоевателей, что и Псы-рыцари. Есть лишь один плюсик в копилку этих героев в проекте: о судьбе Александра и его приспешников зритель знает гораздо больше, чем о побежденных, только по этому и больше ему сочувствует.

Фотографии предоставлены Виктором Тутаровым

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Александр / 01 Декабря 2018 в 23:30

Молодцы

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов