Поиск по сайту

05 Декабря 2018

Когда песня становится спектаклем

Гала-концерт I Всероссийского конкурса-фестиваля актерской песни «Пой, ласточка, пой»


Мне нравится!

На днях на сцене Екатеринбургского театра кукол гала-концертом и награждением победителей завершился I Всероссийский конкурс-фестиваль актерской песни «Пой, ласточка, пой». Актерское исполнение песен не жалуют на музыкальных конкурсах и шоу, таких, как «Голос»: часто оно ассоциируется с нарочитой театральной гиперболизацией и граничит с безвкусицей. Всем противникам такого исполнения стоит хотя бы раз побывать на фестивале актерской песни, чтобы, во-первых, осознать ее как особый жанр, и, во-вторых, убедиться, как они ошибаются.

Для нашего города это первый подобный конкурс. Организатором выступил Екатеринбургский театральный институт при поддержке гранта Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Свердловского отделения Союза театральных деятелей РФ. В течение двух дней оргкомитет вместе с членами жюри отсматривал более 50-ти поющих актеров профессиональных театров и студентов театральных вузов, приехавших из разных городов России, от Орла до Владивостока. В состав жюри вошли известные российские исполнители актерской песни: Наталия Быстрова (Москва), Сергей Плотов (Москва), Елена Мартыненко и Юлия Шубарева (Санкт-Петербург), Лилия Шайхитдинова (Москва). Председателем жюри стала заслуженная артистка России, лауреат конкурса актерской песни им. Андрея Миронова, художественный руководитель Московского областного государственного театра юного зрителя Нонна Гришаева. Для отчетного гала-концерта были отобраны 14 конкурсных номеров, из числа которых и предстояло выбрать победителей.

Во вступительном слове перед началом концерта заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков вспомнил, как в советское время по телевидению шла передача «Поют актеры драматических театров», где в неожиданной ипостаси можно было увидеть Леонида Броневого и других известных артистов, которые по-особому преподносили и раскрывали песни. Композитор и теоретик музыки Владимир Дашкевич отмечает, что актерскую песню как жанр создал режиссер Георгий Товстоногов в своем песенном спектакле «Зримая песня» 1966 года. Вместе с тем, в нашей стране «зримая песня» активно использовалась еще в агитпредставлениях 1920-х годов знаменитого эстрадно-театрального движения «Синяя блуза», а в 1930-40-х гг. ее разрабатывали на эстраде Леонид Утёсов, Александр Вертинский, Клавдия Шульженко и другие.

Особенностью актерской песни как раз является ее зримый компонент, то есть возможность не только услышать, но и увидеть песню как отдельный маленький спектакль, объединяющий все выразительные средства, используемые в театре: музыку, костюм, реквизит, пластику, драматургию, сценографию и актерское мастерство. В актерской песне не столько важен вокал, сколько образ исполнителя, точность и искренность актерского существования, рассказанная история. Исполненная органично и мастерски, такая песня всегда вызывает сильные эмоции и восторг зрителя.

Конечно, в гала-концерте не все актеры вызвали сопереживание. Были и слабые выступления, когда певцы либо слишком увлекались пародией на известных исполнителей, либо их образ был не очень органичен песне, но при этом на суд зрителей представили и много отличных театральных песенных номеров. Так, забавный и эксцентричный этюд на песню «Крейцерова соната» подготовил Виктор Федосеев из Челябинска: контраст взъерошенной прически, размашистых жестов, шаловливого взгляда и серьезного концертного фрака обеспечили ему образ этакого безумного музыканта-пройдохи и заливистый хохот в зале. Примерно такой же эффект вызвали получившие специальный диплом «За мужскую харизму и юмор» Станислав Стрельцов и Михаил Острожинский из Барнаула, исполнившие заводную чешскую песню «Йожин с бажин». Аутентичный национальный колорит продемонстрировала Мира Охлопкова из Якутска с номером «Полет»: мощная голосовая подача, шаманский костюм, космические вокальные реверберации, чем-то похожие на горловое пение, – это было впечатляюще и красиво.

Во время концерта свое мастерство показали и члены жюри, виртуозно исполнившие несколько песен: это и трогательная «Колыбельная» Нонны Гришаевой о судьбе актрисы-матери, которая редко видит своего ребенка, и великолепный дуэт Елены Мартыненко и Юлии Шубаревой с эскизом «Одуванчик» и компиляцией из нескольких песен, и ироничные куплеты о любви Натальи Быстровой.

Заключительной частью концерта было награждение победителей фестиваля. Диплом за третье место и 15 тысяч рублей получил дуэт из Камерного театра Объединенного музей писателей Урала (Екатеринбург) Ксении Драловой и Анастасии Копысовой. Актрисы исполнили номер «Лесной олень», в котором разыграли комическую ситуацию, в которой чиновница показывает певице, как нужно исполнять известную песню «Лесной олень» перед министром культуры. То, с каким рвением она правит интонации, подсказывает и демонстрирует желание выслужиться перед начальством, возводят эскиз до яркой гоголевской сатиры.

Второе место и премию в 25 тысяч рублей взяли студенты ЕГТИ Екатерина Леонова и Светлана Карпова. Они показали два номера – «Бабья вокзальная» и «Прорехи да заплаточки» – и запомнились благодаря живой музыке, массовке из студентов-сокурсников, наличием реквизита и яркими женскими образами послевоенных вдов в полушубках в первом выступлении и колоритных цыганок во втором.

Первое место и денежный приз в размере 40 тысяч рублей поделили Альберт Макаров из пермского «Театр-Театр» с песнями «Облака» и «Коричневая пуговка» и трио «Трое» (Андрей Иодловский, Вохобжон Азимов и Юлия Гусева) из Озёрского театра «Наш дом» с песней «Quisas». Оба выступления вызвали восторг публики и могли бы украсить любой песенный конкурс: и прекрасные голоса, и харизма, и выразительность, и игра с залом, и мастерская актерская работа – всё состоялось. Кажется, что зритель надолго запомнит этот холодный пронзительный взгляд и интонации зека в исполнении Альберта Макарова и обаятельный любовный треугольник из Озёрска.

Гран-при фестиваля вручили студентке ЕГТИ Александре Костыревой. Совсем молодая девушка показала два разных по настроению номера: «Прерванный полет» и «Милорд». Жюри оценило актерский диапазон, искреннюю трепетность и исполнительское мастерство Александры.

Конкурс закончился, у него появились свои зрители и поклонники, которые непременно будут ждать новый фестиваль, где песня становится спектаклем.

Авторы фото: Виктор Тутаров, Константин Богаев.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры