Поиск по сайту

05 Декабря 2018

Мур-мур без слов и в сапогах

Премьера спектакля «Кот в сапогах» в Екатеринбургском ТЮЗе


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Сегодня, 5 декабря, в Екатеринбургском театре юного зрителя премьера – «Кот в сапогах» в постановке известного режиссера и хореографа Сергея Землянского. Тех, кто до сих пор о спектакле ничего не слышал, ждет немало сюрпризов – начиная с жанра и заканчивая художественным и музыкальным оформлением.

Что важно и интересно знать о постановке «Кота в сапогах» и Сергее Землянском? Во-первых, это первый спектакль режиссера для детей – до сих пор в его багаже были лишь спектакли для взрослых: «Материнское поле», «Дама с камелиями», «Ревизор», «Холстомер», «Жанна Д’Арк» и другие. Во-вторых, Землянский является создателем направления «пластическая драма» — этот стиль Сергей также называет wordless, «без слов». В-третьих, над каждым спектаклем работает сложившаяся команда – свой композитор, либреттист, художник по костюмам и декорациям, художник по свету.

Но это все – лишь слова. В склонных к фантазии головах они, конечно же, родят интересный и многообещающий визуальный ряд, но вряд ли он может сравниться с тем, что в действительности происходит на сцене во время «Кота в сапогах».

Начнем с того, что при невероятной синтетичности и в музыкальном, и в художественном оформлении спектакль получился удивительно целостным. Коктейль же наблюдается и вправду необыкновенный: французская пантомима и элементы современной культуры, мусорный бак и театр кукол, сказочные мотивы и электроника, теневой театр и невероятные цветовые оттенки. Персонажи действительно не произносят ни слова, да они и ни к чему: кажется, любое слово непременно разрушило бы этот хрупкий, лиричный, забавный мир, в котором выверено все, от хрустального хихиканья принцессы (Александра Протасова/Мария Викулина) до хулигански-очаровательной ухмылки Кота (Алексей Галкин/Павел Поздеев).

Стоит увидеть «Кота в сапогах» хотя бы для того, чтобы убедиться, что пластика и мимика могут рассказать о персонаже ничуть не меньше, чем вербальные средства. Каждый из героев наделен уникальным характером движения: Злой Волшебник (Дмитрий Михайлов/Борис Зырянов), так похожий на Мэрилина Мэнсона, отличается резкостью и нарочитой, полной достоинства, неторопливостью; главный герой Стефан (Никита Куляшов/Сергей Тиморин), как истинный лирический герой, легок и слегка нелеп; Кот же явно находится под влиянием современной поп-культуры в целом и последнего клипа группы Little Big в частности – этот герой, без сомнения, станет кумиром маленьких зрителей.

Напомним, что возрастной ценз спектакля – 6+. И, разумеется, у тех, кто спектакля не видел, возникнет ряд опасений: поймет ли маленький ребенок сказку без слов? Не заскучают ли ребята постарше? А тем более – будет ли интересно взрослому? Отвечаем со всей уверенностью: во-первых, ребенок шести лет и старше, разумеется, все прекрасно поймет – заслуженный художник России Максим Обрезков создал очень узнаваемые (но совершенно нетривиальные!) образы героев, а пластика (не танец, а именно пластика) настолько внятная, что даже кроха не перепутает драку с лирической сценой. Правда, родители не застрахованы от того, что не слишком терпеливый ребенок задавать вопросы все же будет. Тут на выручку может прийти либретто (автор Бугавичуте-Пеце Раса): с ним родитель сразу ответит на опросы вроде «кто это?», «что они делают?» и «а когда же будет Кот в сапогах?» (набор вопросов собран благодаря непоседливой девочке, сидящей по соседству). Однако наш совет – все же призвать малыша к терпению: самостоятельная попытка познать такой вид театра откроет ему поистине удивительный мир.

Во-вторых, ребята постарше получат истинное удовольствие – после спектакля мы услышали реплику подростка в гардеробе «Вот это я понимаю, настоящее искусство! Не то что скучный…» (далее упоминалось название другого спектакля по известному литературному произведению, которое мы из вежливости опустим). Дело здесь не только в отсылках к современной культуре, которые слышатся в музыке (композитор Павел Акимкин) и видятся в пластике, но и в особом внутреннем драйве спектакля. Бесчинствуют ли на сцене разбойники, спасает ли Кот несчастных цветочниц, едет ли королевская процессия, рвутся ли навстречу друг другу два нежных сердца – Принцессы и Стефана – внутренняя жизнь спектакля бьет ключом. Это покоряет и юного зрителя – на уровне бессознательном, – и более зрелого, умеющего ценить истинное творческое горение.

Кажется, ответ на третий вопрос уже найден, но позволим себе добавить еще пару слов. Взрослый зритель несомненно оценит эстетику и настроение спектакля – подкупающую смесь сказки и цирка, юмора (и даже иронии) и нежности, ностальгии и современности. Глядя на мир, созданный Сергеем Землянским и его командой, зал захватят чистые и сильные эмоции – искренний смех, восхищение, светлая печаль и давно забытая детская радость от того, что у сказочных героев случился счастливый финал.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры