Поиск по сайту

10 Декабря 2018

Взросление как данность

В Театре балета «Щелкунчик» – премьера балета для подростков


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

9 декабря на сцене Муниципального театра балета «Щелкунчик» прошла премьера нового спектакля – балета «Щелкунчик» на музыку Петра Чайковского, за основу взято либретто Мариуса Петипа.

Одна из сложнейших и глубочайших по настроению музыка к балету «Щелкунчик» написана Петром Чайковским в сложное для него время – время прощания с иллюзиями. Петр Базарон, хореограф-постановщик и один из авторов идеи, сделал балет для подростков, о подростках, с участием подростков о том же самом – прощании с иллюзиями, миром детства, сказки. О взрослении.

Хореограф и не скрывает, что постановка вылилась из разговоров с ребятами – артистами театра балета «Щелкунчик», которые пытались ответить себе на вопрос, легко ли быть героем, почему в сказке легче не бояться и победить зло, чем в реальности, как часто зло в настоящей жизни оказывается частью тебя, поэтому бороться с ним труднее. Поэтому и получился балет-разговор, балет – история одного взросления.

В центре, как и в либретто Петипа, оказывается героиня Клара. Она не находит отклика в мире реальном, в семье, где родители погрязли в ежедневной рутине, и уходит в мир грез. Мы видим, что вроде бы кататься на коньках ее зовет очнувшийся от сна перед телевизором братец, но где-то в глубине души понимаем, что все происходящее с первых минут – уже сон. Кстати, наталкивает на такую мысль сложное музыкальное сопровождение – звучание оперы «Иоланта» (еще одного трагического произведения Чайковского, кстати, опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик» в свое время даже составляли один спектакль) в начале постановки. Фабульная и в то же время сюжетная рамка в рамке делает весь балет сложным психологическим действием. По сути, взросление становится делом самостоятельным. Делом самой личности. Вроде Клары, девочки, которой надо чуть больше, чем ей дают.

Дроссельмейер – не просто кукольный мастер, он что-то вроде судьбы, неизбежности взросления. Один из центральных эпизодов в этой истории – раздача подарков детям, а Кларе уготован другой подарок – жизненный урок, кризисная ситуация, из которой она должна выйти, справившись со своими страхами и увидев отблеск жизни в глазах куклы Щелкунчика.

Сцена битвы с крысами поставлена на разных планах: во-первых, сам бой Щелкунчика, во-вторых, план Дроссельмейера – повелителя судеб, который должен быть нейтральным, и в-третьих, борьба Клары с самой собой в чулане на заднем плане сцены (не танцем, а актерской пластикой талантливо показывает эту борьбу Сабина Алиева, которая уже понимает, что такое актерское переживание). И Клара победит свой страх – она выберет ответственность за себя и то, что происходит вокруг, то есть взрослость.

Второе действие (традиционный Конфеттенбург) – это череда друзей подростков. Их интересы, соблазны, помощь. Надо сказать, что к этой части постановщики подошли с юмором. Поэтому испанский танец танцуют дальние родственники из Испании с неожиданными подарками, восточный – невыспавшиеся подружки Клары, чайный танец – герои восточных мультфильмов, трепак – тетя с мужем, капитаном дальнего плавания, а танец пастушков – добрые бабушка и дедушка, которые всегда найдут карамельку любимому внуку.

 

В этом мире снежинки – не изящные тонкие балерины, а снежные голосистые «бабоньки». Кстати, танец последних изумительно техничен – чего только стоит их переход с полной стопы на пальцы. Танец цветов решен не менее многозначно.

Цветы – соблазны большой взрослой жизни. Но во взрослении нет трагедии, есть только момент, когда надо решиться, чтобы увидеть мир уже по-взрослому во всей его полноте, поэтому это действие максимально наполнено юмором и иронией подростка над самим собой и тем, что его окружает.

Финал – зеркало. Клара оказывается перед ним и понимает и принимает себя взрослую. Музыка Чайковского сменяется современной композицией Surface of Atlantic «No Sleep, Walk». Так закругляется центральный мотив постановки – сон. А главная героиня понимает, что ей пора идти по жизни дальше.

На сцене сложные и по технике, и по смыслу декорации (их придумала Ольга Меньщикова, она же соавтор идеи постановки Петра Базарона). Это мир, где происходит взросление, но какая-то часть души еще верит в чудо, поэтому здесь куклы, поэтому здесь Морфей, поэтому подарочные коробки под елкой напоминают домики – в каждом свое чудо. А самое главное – все происходит под причудливо изогнутой ёлкой и освещено ее звездой. В художественном мире Ольги Меньщиковой не бывает неважных деталей – все работает на сюжет.

От татуировки Дроссельмейера «Sleep» (не исключено, что у Антона Шмакова она настоящая, а вот у ребят из других составов – специальная накладка) до глаз на танцующих куклах – у Тильды пуговки, у Пирата и Обезьянки с монетками – нарочито игрушечные, а вот у маски Щелкунчика глаза прорисованные, они живые, они человечные, именно за них цепляется взглядом Клара в темном чулане.

В театре балета «Щелкунчик» продолжается история, начатая в «Снежной королеве» три года назад. Взросление – это испытание. А еще взросление – работа над самим собой, прощание с определенными иллюзиями. И чтобы показать такой сюжет, взята самая ему органичная по музыке история – история «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского. Музыка, которая напоминает, что время пришло – пора брать судьбу в свои руки. Дополнительный смысл постановки возникает тогда, когда понимаешь, что танцуют ее на сцене «Щелкунчика» ребята, которые скоро станут выпускниками.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов