Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

15 Февраля 2019

Эпичность и ироничность

О спектакле «Одиссей» Санкт-Петербургского театра Karlsson Haus


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Как рассказать «Одиссею» за час узнали 14 февраля в Екатеринбургском театре кукол, где гастролировал Санкт-Петербургский театр Karlsson Haus. Режиссер спектакля Алексей Лелявский сосредоточился на таких ее составляющих, как любовь к семье и преданность близким.

Рассказ о множестве приключений, описание невиданных мифических существ «Одиссеи» Гомера побуждают режиссеров и мультипликаторов снова и снова обращаться к ее сюжету. В массовой культуре она уже мелькнула в одной из серий комедийного мультсериала «Симпсоны», огромном количестве фильмов и полнометражной мультипликации. В российском театре по ее мотивам уже успели сделать музыкально-театрализованное обозрение на музыку Исаака Дунаевского в Санкт-Петербургском Мьюзик-Холле, создать несколько детских интерактивных и драматических спектаклей.

Все это говорит о том, что темы Гомера отнюдь не забыты и даже сам Алексей Лелявский подступался к «Одиссею» несколько раз: в 2011 году в Германии и в 2014 году в России. Жизнь немецкого спектакля была недолгой и после того, как режиссер начал сотрудничество с Karlsson Haus, он смог перенести свои идеи на новую почву. Драматургической основой постановки стала пьеса Кима Норвига «Одиссей», написанная на основе аутентичного текста гекзаметром. В ней главной темой повествования стали не только приключения прославленного царя Итаки, но и его взаимоотношения с семьей — женой Пенелопой и сыном Телемахом.

 

На большом и глубоком пространстве главной сцены Екатеринбургского театра кукол актерам даны лишь четыре металлические бочки, облагороженные белой краской. Но Михаил Шеломенцев и Илья Лисицын умело обращаются с ними, подстегивая зрительскую фантазию и «превращая» бочки то в стены враждебной Трои, то в горы, то в волны или даже извлекают из них звуки, напоминая всем о страшных раскатах грома во время морской бури. Сценография максимально графична: белые куклы и бочки на черном фоне, актеры в черной одежде и шапочках.

Все куклы — белесые причудливые создания, изготовленные руками Александра Вахрамеева. Главные персонажи — планшетные куклы, единственные имеющие вид человеческий и приземленный. Остальные же герои — набор вариативных образов. Предатель Антиной — могучий обладатель треугольного тела и максимально эпичной пластики. Компания женихов Пенелопы — лишенный индивидуальности набор безликих утрированных тел. Куклы мифических существ выполнены фантастично и выглядят весьма современно, например, Сцилла и Харибда похожи на инопланетных чудиков и говорят, разрывая свою голову напополам (совсем как персонаж компьютерной игры «Пакман»), Цирцея сделана как переборщившая с макияжем крутобедрая красотка, а одноглазый Полифем — гигантская по сравнению с остальными куклами набитая ватой эксцентричная голова.

Актеры обращаются с куклами очень просто, играя с ними, как дети. В то же время зритель понимает, что вся эта простота — результат долгих репетиций и подбора вариаций движений и голосов персонажей. Каждая кукла обладает своей собственной пластикой. Особо характерна она у Антиноя, который двигается гротескно и брутально, подтверждая каждое свое слово эпичным взмахом тряпичных рук или акробатическим скручиванием ног. Семье Одиссея же все эти излишества ни к чему – они созданы будто из дерева или твердого папье-маше. Прямота их рук и ног не только сочетается с твердым характером, но и лишает кривляния присущего остальным персонажам.

Во всей истории не-куклами являются лишь рассказчики и Зевс с Афиной, которые показаны масками, надетыми на лицо актера. В последних сценах спектакля, в которых вернувшийся на Итаку Одиссей совершает мщение, он предстает перед зрителем не как кукла. В этот момент времени он становится приравнен к богам благодаря маске. Убив женихов Пенелопы, главный герой снимает с себя божественное бремя и возвращается в свой обычный кукольный облик.

Управляя персонажами, Михаил Шеломенцев и Илья Лисицын не забывают одарить их и уникальными голосами. Сменяя тембр и интонации голоса со скоростью до трех персоналий в минуту, они создают впечатление многоголосия и полного погружения в историю. Ведь, по сути, на сцене кроме них двоих, четырех бочек да нескольких кукол никого нет. Даже музыка композитора Егора Забелова звучит тихо, придавая повествованию таинственности и мифичности. Однако скучать зрителям не приходится — актеры оживляют и историю, и кукол, выполняя роль античных повествователей, но перенесенных в наше время и наделенных недюжинным чувством юмора.

Среди потока ироничных реплик, которые вызывали неизменный восторг у младшей (и не только) половины зала, — не потерялась и главная мысль, заложенная в повествование режиссером спектакля. Прежде всего «Одиссей» — история о семье, которая несмотря ни на что стремится к воссоединению. Причем, Пенелопа, Одиссей и Телемах показаны не как неприкосновенные идеальные персонажи, но как обычные люди со своими слабостями и сильными сторонами. Отец преодолевает огромные препятствия, сбегает от красавицы-нимфы и не уставая рассекает море лишь для того, чтобы вернуться и — вопреки аутентичному концу — все же остаться с семьей.

История Одиссея от театра Karlsson Haus — эпичный миф, рассказанный простым, но не умаляющим сюжет языком. Он оставляет в сознании зрителя не просто историю о приключениях мудрого воина, но яркие, в чем-то даже комиксовые вдохновляющие образы. Спектакль подходит для посещения взрослыми и детьми от 12 лет, ну а после можно вместе отправляться знакомиться с другими, не менее интересными историями из жизни древних греков, а, может быть, надевать черные брюки и учиться актерской декламации.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры