Поиск по сайту

06 Марта 2019

Станционный зритель

В Камерном театре прошла премьера спектакля «Станционный смотритель»


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

В рамках масштабного театрального проекта Камерного театра «Классика завтра» к 220-летию А.С. Пушкина зрители смогут увидеть пять премьер – пять интерпретаций «Повестей Белкина» от пяти современных режиссеров в инсценировках молодых драматургов. Начался проект со «Станционного смотрителя» в постановке Дмитрия Зимина, драматург – Ирина Васьковская, художник – Владимир Кравцев. Делимся нашими первыми впечатлениями – вербальными и визуальными.

В основе спектакля – герои «Станционного смотрителя» Пушкина, а также письма поэта – в дополнение и раскрытие главной темы, выбранной постановщиками. Надо четко понимать, что к повести Александра Сергеевича Пушкина в спектакле имеет отношение лишь выбранная из клубка тем и идей, заданных писателем, внешняя фабула, раскрытая за час с небольшим. История на тему… По мотивам… В спектакле не будет действовать сюжет счастливых исключений, как в «Повестях Белкина», не будет бесконечности и сложности пушкинского текста, когда одному и тому же явлению можно дать разную оценку. Все как раз таки наоборот – закономерно и однообразно трагично. Что в пределах камерной сцены имеет право быть.

Основные мотивы и образы спектакля заданы сценографией. Мы ее начинаем считывать еще до начала спектакля – сцена без занавеса: грязь, разъезженная дорога, верстовые столбы в грязном месиве, разбитая кибитка без колес, колодезный журавль, похожий на маятник, двор пересадочной станции – некая транзитная зона. Хронотоп диктует вечную тему поиска себя на неуютной для человека русской земле.

Главный герой – не Самсон Вырин (Владимир Кабалин), а Белкин (Николай Ротов), разъезжающий по стране по какой-то не ведомой никому (даже самому герою) важной необходимости. Мы знакомимся с этим героем через письма Пушкина. История станционного смотрителя и его дочери должна по закону дороги стать у путника Белкина еще одной из серии дорожных анекдотов, но вдруг задевает его. Зацепкой становится Дуня (Дарья Квасова), которая хочет стать чьей-то попутчицей – стать больше, чем ей предназначено, и просится: «Возьмите меня с собой». С этой героиней врывается еще одна вечная тема, сопряженная с поисками себя, – тема одиночества.

Но в предлагаемом зрителям художественном мире в попутчики не просятся, ими становятся по своей воле – иногда навязчиво. Как это получается у героя Александра Бушуя – попутчика Белкина, такого же без своего места и дома мотающегося по свету героя, ищущего лучшей жизни там, где его нет. Одна из его главных черт – неосознанное существование.

Белкин, попутчик Белкина, Дуня – герои сюжета этого спектакля. Кто-то более тесно, кто-то более свободно, но привязан к генеральной идее. Тогда как Самсон Вырин, ротмистер Минский (Дмитрий Касимов) – герои останков пушкинского сюжета «Станционного смотрителя». По большей части они нужны, чтобы рассказать историю Дуни. При этом их способы существования на сцене, актерская работа выстроены полярно друг другу.

Владимир Кабалин в роли Самсона Вырина – это персонаж, глыба классической театральной школы. А вот образ ротмистера Минского Дмитрием Касимовым выражается несколько картонно, плоско – это герой водевиля (как он сам характеризует историю, в которую попал), герой анекдота или карикатуры на гусар.

В спектакле мы видим три основных действия, скрепленных сквозным сюжетом дороги. Первое – знакомство Белкина и Выриных, Дунино бегство из дома. Это классический уже психологический театр. Второе действие происходит в домике на окраине Петербурга – история взаимоотношений Минского и Дуни – решено как спектакль поэтический: это некая ожившая картинка из жизни гусар XIX века. Но если Минский так и остался картонным двухмерным персонажем, то героиня Дарьи Квасовой хоть и карикатурна, но в ней есть объем – надломленность, трагедия, которая опять же выявляется от соприкосновения с Белкиным.

Третье действие – жемчужина спектакля. Здесь происходит точка сборки психологически-поэтического спектакля: встреча у могилы трех сюжетных героев – Белкина, попутчика Белкина и Дуни (некая материализация рассказа попутчика). Выстроенная вертикально и одновременно горизонтально мизансцена под звон монет, бросаемых Дуней в могилу то ли себе, то ли отцу; «грязь», собранная в могилу Вырина; а самое главное – вдруг делающий рывок в развитии образа герой-попутчик – все наконец-то складывается в историю. В этом действии хочется отметить актерскую работу Александра Бушуя, чей герой становится цементом для двух до этого идущих параллельных плит – истории станционного смотрителя и его дочери из «Повестей Белкина» Пушкина, с одной стороны, и бессмысленных поисков себя на родной земле и за ее пределами, с другой. Почему таким цементом не становится сам Белкин – вопрос к постановщикам.

К сожалению, до этой сцены могут не дожить некоторые зрители, которые сломаются от предложенного Дмитрию Касимову способа существования в образе Минского. Для того чтобы понимать, что это не кривляние, а авторская игра (драматурга? режиссера? актера?) культурным пластом этого образа, зритель должен заранее быть настроен на разные типы восприятия, не быть введенным в заблуждение именем Пушкина на афише. Нет, автор – современный драматург Ирина Васьковская. Уже поэтому спектакль не для школьников и не для восторженных поклонников творчества Пушкина – тут нет места придыханиям. Он для тех, кто умеет абстрагироваться, читать надысторию, способен переключаться от реализма к постмодернистской игре и обратно, понимает язык поэтического спектакля. Здесь очень много самостоятельной работы для зрителя. В первую очередь, он должен сам определить, в чем здесь конфликт, и найти связки между предложенным сюжетом постановки и сюжетом повести. Но, как и о судьбе станционного смотрителя, работу которого Пушкин, кстати, сравнивал с каторгой, о зрительском восприятии, кажется, в этом спектакле особо не заботились.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Марина / 15 Марта 2019 в 22:05

Браво Владимиру Кабалину!!!!!!!!!!!!!!!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры