Поиск по сайту

07 Марта 2019

Стихия совершенства

О премьере «Вальпургиевой ночи» в Урал Опера Балет


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

В первых числах марта на сцену Урал Опера Балет ворвалась «Вальпургиева ночь» – чистая, свежая и волнующая, как дыхание весны. Премьера стала первой постановкой, осуществленной с разрешения Фонда Джорджа Баланчина – одного из величайших хореографов XX века.

Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

«Вальпургиева ночь» впервые была поставлена Джорджем Баланчиным в 1975 году в Théâtre National de l’Opéra в Париже как балетная картина в опере «Фауст» Шарля Гуно. Спустя пять лет в New York City Ballet «Вальпургиева ночь» была представлена уже как самостоятельная работа. Спустя почти 40 лет балет впервые танцуют на родине Баланчина – в России.

Мы уже писали о том, что заполучить балет Джорджа Баланчина в свой репертуар может далеко не каждая труппа. В России первыми театрами, заслужившими столь почетное право, стали Большой, Михайловский и Мариинский театры в Петербурге, Пермский театр оперы и балета. В 2019 году такой чести впервые удостоился Урал Опера Балет; впервые же в России поставили «Вальпургиеву ночь» – специально для этого в Екатеринбург приехала лицензионный педагог Фонда Баланчина Дайана Уайт.

Слева направо: Екатерина Кузнецова, Мария Михеева, Юлия Круминьш, Екатерина Сапогова, Анна Камчатная, Анна Домке, Кюнсун Пак в балете «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Ольга Керелюк

Работа над переносом балета на екатеринбургскую сцену шла около месяца: Дайана прибыла в Екатеринбург в начале февраля, в самые морозные дни этой зимы. Столь невеликий срок постановочного процесса можно объяснить как небольшой продолжительностью балета (20 минут), так и, по-видимому, удачно сложившимся сотрудничеством: опыт Дайаны, когда-то танцевавшей у Баланчина в New York City Ballet, а затем перенесшей не один его балет на сцены театров по всему миру, встретился с прекрасной подготовкой уральской балетной труппы, которой на сегодняшний день подвластны и классика, и неоклассика, и модерн.

Что такое балеты Баланчина? Это первые ласточки балетной неоклассики, чьи постулаты в XX веке провозгласил сам Баланчин, которого считают основоположником этого направления: отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов – и поставить во главу угла чистый танец, музыку и свет. В премьерной «Вальпургиевой ночи» постулаты соблюдены неукоснительно. Свет и цвет сливаются воедино, служа своеобразной декорацией: все художественное оформление – это подсвеченные экраны ярких, почти кричащих оттенков пурпурного, синего, изумрудного...

Елена Шарипова. Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

Что до сюжета, то мы, конечно же, помним, что такое сцена «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст»: Мефистофель приводит главного героя в свои владения, где обитатели Ада справляют шабаш. По мановению руки Мефистофеля все преображается: Фауст видит цветущую долину и вереницу прекрасных женщин, глядя на которых герой готов забыть свою любовь – Маргариту. Но балетная картина, предстающая перед зрителем сегодня, практически полностью теряет связь с сюжетом оперы – это не история в развитии, а ухваченный волшебный момент.

24 танцовщицы и один танцовщик предстают в лаконичных костюмах пастельных оттенков; ничто не должно отвлекать зрителя от танца как такового. Довольно легко поддаться искушению быть этим танцем околдованным: поначалу он пленяет точностью, остротой движений, четкостью позиций, почти сверхъестественной выверенностью каждого элемента. Такой эффект оказывают и массовые сцены, и дуэты. В массовых – рисунок танца напоминает движение стеклышек в калейдоскопе – это мгновенный и виртуозный переход из одной картинки в другую, еще через мгновение – в третью, четвертую, пятую и так далее. Но даже при столь быстрой смене визуальный ряд не сливается в бесформенное пятно, а остается изящным, четким.

Анна Домке, Мария Михеева. Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

Если массовые сцены поражают «правильностью», техничностью танца, то дуэты (Александр Меркушев, Елена Воробёва) и вовсе возводят правило в абсолют: точность линий становится непреложным законом красоты. Зритель наслаждается этой правильностью – в этот миг ему кажется, что мир стал чуть-чуть совершеннее…

Усиливает это ощущение и музыка Шарля Гуно. Опера «Фауст», в канву которой была вписана балетная картина «Вальпургиева ночь», считается одним из лучших творений французского композитора, а Баланчин, как известно, всегда уделял огромное внимание именно музыкальному ряду – в его балетах танец и музыка становятся равноправными партнерами, дополняющими друг друга. В «Вальпургиевой ночи» одно невозможно без другого: оркестр заряжает энергией артистов, а танцовщики – дирижера (Павел Клиничев). Из этого простого, но изящного уравнения не убрать ни один элемент.

В центре — Екатерина Сапогова. Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Ольга Керелюк

И тут иллюзия рушится. Музыка становится напористой, басы звучат ярко и властно. Идеальные балерины с собранными в хвост волосами превращаются в чистую энергию; распущенные волосы, прыжки и вращения создают ощущение непрерывного полета, и в полете этом явно проскальзывает бесовщинка – та, что долгое время таилась где-то глубоко, в скрытых механизмах танца, и теперь вступила в свои права. Калейдоскоп разбился, и разноцветные осколки разлетелись в воздухе, закружились в урагане сумасшествия и грации. Танец и пьянящий дух свободы слились воедино.

Регина Абдюшева, Инна Авдеева, Франческа Банкетто, Анастасия Ракитина. Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

«Вальпургиева ночь» – это восхищение танцем и женщиной: и в танце, и в женщине при внешней строгой красоте внутри дремлет стремление к свободе, раскрепощению. До поры до времени это стремление задает правильное, изящное движение, но рано или поздно в мир выплескивается безудержный поток энергии, который делает все вокруг живее и прекраснее. Урал Опера Балет смог чутко уловить суть этой небольшой, но такой наполненной постановки – и спектакль безусловно покорил театральный Екатеринбург.

Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Ольга Керелюк

Интересно, что премьеру «Вальпургиевой ночи» екатеринбургский зритель видит в программе, которая состоит из трех частей. Первая – сюита «Наяда и рыбак» – погружает в балет XIX века, виртуозный и строгий; она поставлена знатоком старинной хореографии Юрием Бурлака. Вторая часть демонстрирует отрывки из «Приказа короля» — предпоследней балетной премьеры театра, фантазии по мотивам либретто балетов Мариуса Петипа. Переосмысление авторами наследия Петипа – создателя русского классического балета – составляет яркий контраст с первой частью. Классика сталкивается с современностью и больше не может оставаться прежней: жизнь требует новой музыки, новых визуальных решений, нового хореографического языка. «Вальпургиева ночь» в третьей части вечера – это классика не традиционная и не переосмысленная, она вневременная, живая, актуальная. Такая постановка – ценнейшее приобретение для репертуара екатеринбургского балета, который умело воспитывает своего зрителя: демонстрирует лучшие образцы классики, знакомит с выдающимися явлениями, осмысляет традиции, безбоязненно открывается всему новому и создает собственный неповторимый стиль, замешанный на всем вышеперечисленном.

Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов