Поиск по сайту

14 Марта 2019

«После спектакля»: приглашение в мир кукол

О второй театральной встрече в Муниципальном объединении библиотек


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

12 марта 2019 года в Городском библиотечном информационном центре состоялась вторая встреча в рамках проекта «После спектакля». На сей раз в гости к библиотеке и читателям пришел директор Екатеринбургского театра кукол Пётр Стражников, артисты Степан Роскош и Анна Молчанова. Разговор получился познавательный, веселый и… полный сюрпризов!

Свое выступление Пётр Степанович начал с небольшого погружения: рассказал о том, что 2019 год в России назван Годом театра, и что по количеству театров Свердловская область занимает третье место в России. А затем начал рассказ о Екатеринбургском театре кукол – одном из старейших театров кукол в стране, который существует в Свердловске-Екатеринбурге с 1932 года. На сегодняшний день в России – 212 театров кукол, и екатеринбургский – один из самых уважаемых в сообществе кукольников.

Благодаря Петру Степановичу присутствующие многое узнали о внутреннем устройстве театра. «Посмотрите на это здание, – директор показывает на слайд. – Внешне театр вовсе не велик, но в нем скрывается большое производство. У нас три сцены, большое количество цехов и 154 человека, 50 из которых – творческий цех. Создание спектакля – очень трудоемкий процесс от задумки, эскиза – к воплощению».

Сегодня в репертуаре Екатеринбургского театра кукол – 35 названий. Спектакли адресованы зрителю самых разных возрастов – от 2 лет до подростков и взрослых. Заблуждение о том, что театр кукол – исключительно для детей, Пётр Степанович развеивает при каждом удобном случае. Вот и в библиотеке он не упустил шанс поинтересоваться, знают ли присутствующие о том, что под крышей Екатеринбургского театра кукол идут спектакли для взрослых. «Во всем мире, а мы с театром объездили очень много стран во время фестивалей и гастролей, театр кукол – в первую очередь для взрослых, и только во вторую – для детей, – рассказал Стражников. – Благодаря Сергею Владимировичу Образцову (Актер, режиссер театра кукол, публицист. – Прим. ред.), который в 30-е годы сказал о том, что театр кукол – это пионерский театр, в нашем сознании он до сих пор существует как детский. Мы прилагаем огромные усилия для того, чтобы обратить зрителей в нашу веру и донести до всех, что театр кукол – это театр и для взрослых, и для молодежи».

Пять спектаклей для взрослой аудитории в Театре кукол – это знаменитые золотомасочные «Картинки с выставки», «Бобок», «Чайка», «Ромео и Джульетта» и «Дон Кихот». Последний примет участие в фестивале «Золотая Маска – 2019» как претендент на награды в номинациях «Куклы / Лучший спектакль» и «Куклы / Работа художника». Кстати, одним из конкурентов екатеринбургских кукольников в главной номинации станет спектакль «Комната Герды» Театра «Особняк» и Театральной лаборатории Яны Туминой – участник прошедшего осенью 2018 года фестиваля «Петрушка Великий», который раз в два года проводит Екатеринбургский театр кукол и который является одной из визитных карточек Екатеринбурга.

Пётр Степанович подчеркнул, что Екатеринбургский театр кукол – постоянный участник масштабных городских проектов: «Зажги синим», «Ночь музеев», «Культурный десант», а в прошедший в августе 2018 года День города при активном участии театра был организован Всемирный карнавал кукол (World Puppet Carnival). Возможно, проект будет повторен и в год празднования 300-летия Екатеринбурга.

Затронул Пётр Стражников и тему, к которой кукольники относятся с особым трепетом, – предстоящий капитальный ремонт: рассказал, что изменится облик фасада, в окнах появятся витражи, а встречать гостей на входе будет скульптура – Фея театра.

Затем Пётр Степанович передал слово молодым артистам – Степану Роскошу и Анне Молчановой. Они приоткрыли завесу в таинственный, обычно скрытый от посторонних глаз мир кукол. Рассказали о трех основных видах. Первый вид – куклы верховые: перчаточные, мимирующие и тростевые. Вроде бы незатейливые перчаточные куклы вовсе не так просты в управлении, как кажется на первый взгляд. Степан предложил зрителям сделать одно упражнение: представить, что на указательный палец надета голова куклы, на большой и мизинец – руки. «Очень важно, чтобы большой палец и мизинец смотрели строго в стороны, а средний и безымянный вжимались в ладонь, чтобы у Петрушки не было груди или живота», — отмечает артист. Большие и маленькие зрители с энтузиазмом принялись за упражнение и убедились, что управлять даже самой простой куклой вовсе не легко…

Мимирующих кукол (т.е. кукол, мимикой которых может управлять кукловод) Степан и Анна продемонстрировали, сыграв сцену из спектакля «Снежная королева»: впечатление, что Кай и Герда живут самостоятельной жизнь, сохранялось даже несмотря на то, что актеров не скрывала привычная ширма. Как призналась Анна, без ширмы оказалось даже удобнее: из-за высокого роста актрисе приходится принимать не очень удобные позы. А вот невысоким артистам, напротив, нужны специальные приспособления – котурны.

Второй вид кукол – средние (планшетные), которые управляются на поверхности. Планшетные куклы бывают простыми, с механизмами, тростями и разных размеров. Есть, к примеру, очень большие, которыми управляют сразу три человека – им нужно стоять максимально близко и при этом не мешать друг другу, а главное – работать как единый организм. В спектакле всегда есть доля импровизации, и артистам нужно чувствовать друг друга, чтобы по микродвижениям буквально предугадывать действия партнеров. А вот, к примеру, в сказке «Василиса Прекрасная» куклы похожи на самые обычные мягкие игрушки – отличаются лишь более жестким наполнителем. Однако Степан уверил присутствующих в том, что совершенно любая кукла, будь то марионетка или обычный плюшевый мишка, может ожить в руках умелого кукловода…

Третий вид кукол – низовые (паркетные): это штоковые и нитевые марионетки. Штоковые гораздо проще в управлении (железный шток четко фиксирует положение головы или корпуса куклы), а вот нить любое, даже самое небольшое движение артиста, передает в куклу, и может появиться так называемый люфт или маятник. Тонкое различие артисты продемонстрировали, сыграв сцену из спектакля «Потешки».

Напомним, что встреча с представителями театра кукол – вторая в рамках проекта «После спектакля». На первой, состоявшейся в конце февраля, гостями стали создатели спектакля «Вишневый сад» Екатеринбургского театра юного зрителя. Тогда состоялась вдумчивая беседа – о театре вообще, Антоне Павловиче Чехове и актуальности его пьес, создании образов на сцене. Однако уже на второй встрече стало очевидно, что каждое общение нового театра со зрителем будет непохожим на предыдущее – каждый из них явит посетителям библиотеки свой неповторимый образ и характер.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов