Поиск по сайту

29 Мая 2019

О влюбленных... в театр

О «Влюбленном Шекспире» в рамках фестиваля «Золота Маска в Екатеринбурге»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

Первая постановка в России, масштабная PR-акция, восторженные отклики зрителей – в начале сезона 2018/2019 «Влюбленный Шекспир» Театра имени Пушкина гремел на всю Москву. Интересно, что «Золотая Маска», которая привезла спектакль в Екатеринбург, не взяла его ни в лонг, ни в шорт-лист премии. Не претендовавший на национальную награду, «Влюбленный Шекспир», тем не менее, с легкостью завоевал сердца екатеринбуржцев.

История постановки спектакля заслуживает отдельного внимания. Начинается она 21 год назад, когда на экраны вышел фильм «Влюбленный Шекспир» по сценарию Тома Стоппарда и Марка Нормана. Фантазия о том, как любовь помогла великому писателю создать одно из главных произведений всех времен – «Ромео и Джульетту», – обросла великолепным актерским составом, красивейшими декорациями и костюмами, эпичным саундтреком… За все это фильм наградили семью статуэтками «Оскара», а картина навсегда осталась в сердцах зрителей вообще и неравнодушных к Шекспиру – особенно.

Фото: teatrpushkin.ru

В 2014 году на сцене театра Noёl Coward с успехом прошла премьера спектакля «Влюбленный Шекспир» по мотивам одноименного фильма: адаптацию киносценария для театра сделал драматург Ли Холл. А в 2018-м российскую премьеру, в основу которой легла та же сценическая адаптация, выпустил художественный руководитель Театра имени Пушкина, режиссер и актер Евгений Писарев.

Причина, по которой «Влюбленный Шекспир» со времен выхода фильма манит деятелей театральных, ясна: история погружает в почти сакральный мир театра времен королевы Елизаветы, поднимает вечные для творческого человека вопросы, говорит о тончайшей материи вдохновения. Казалось бы, материал совершенно не должен интересовать человека «с улицы», но авторы киносценария (а затем и театральной версии) выработали идеальную формулу успеха: сделали действующими лицами смешных, порой нелепых и глуповатых, искренних и трогательных, словом, человечных персонажей. Благодаря им сюжет, основанный на далеко не веселых реалиях (цензура постановок, бедность драматургов, закрытие театров, неразделенная любовь, в конце концов) разворачивается легко и весело. Но не в ущерб главной идее: театр – нечто настолько непредсказуемое, неуловимое и хрупкое, что даже дуновение ветра может привести к неожиданной удаче… или катастрофе.

Фото: teatrpushkin.ru

Евгений Писарев, будучи сам неравнодушен к Шекспиру и давно мечтающий прикоснуться к легендарному творению Стоппарда, Нормана и Холла, эту формулу успеха прочувствовал очень точно, а потому сделал ставку прежде всего на актерский ансамбль. Неоднократная смена актерского состава позволила найти наконец того самого Уилла Шекспира (даже двух – Дмитрия Власкина и Кирилла Чернышенко), ту самую Виолу (Таисия Вилкова), того самого Кита Марло (Андрей Кузичев) и прочих, не менее интересных персонажей. Даже микроролям здесь уделяется большое внимание, не говоря уже о главных персонажах: у каждого детально проработан характер, за каждым хочется наблюдать, не отрываясь (так что в сценах боев и танцев невольно теряешься, пытаясь уследить за всеми сразу).

Фото: teatrpushkin.ru

Массовые сцены решены красиво, эффектно, не выбиваясь из стилистики времени: здесь и элегантное фехтование, и лихие пляски, и торжественные балы… И наравне с размахом этих сцен – тонкие, чувственные диалоги влюбленных Уилла и Виолы: исполнители главных ролей виртуозно переключаются с комических сцен на трагические, в которых они одинаково убедительны. В целом же весь актерский ансамбль невероятно слаженный и без видимых зрителю усилий удерживает заданный с самого начала темпоритм, не просаживая его даже в лирических моментах.

Фото: teatrpushkin.ru

Не «утяжеляет» восприятие спектакля и внушительная декорация (сценография – Зиновий Марголин) – громоздкая конструкция, которая превращается то в театр «Роза», то в дом Виолы, то в таверну, то в королевский дворец. Кажется, она живет своей жизнью, будто бы по волшебству преображаясь и обрастая предметами обстановки. Эти моменты перевоплощений в смене сцен – еще одна удача спектакля: смена декораций не происходит формально, это особенное, наполненное жизнью и театральной магией действо. И, конечно же, именно сценография вкупе с костюмами (Виктория Севрюкова) в первую очередь создает атмосферу шекспировского времени.

Фото: teatrpushkin.ru

«Влюбленный Шекспир» – это, конечно же, признание в любви к театру – той любви, которая доступна не всякому, и которую сложно объяснить человеку, не зараженному этой бациллой. Но, кажется, авторам сценария, мастеру адаптации и постановщикам «Влюбленного Шекспира» это удалось.
поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов