Поиск по сайту

31 Мая 2019

Клопы прошлого и люди будущего

О спектакле Новоуральского театра кукол «Сказ» в рамках фестиваля «Браво!»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

28 мая в рамках фестиваля «Браво!»-2018 на сцене Екатеринбургского театра юного зрителя состоялся показ спектакля «куКЛОПодобная феерия». Театр кукол «Сказ» из Новоуральска – частый гость и участник фестиваля, но постановка Александра Борока по стихам Маяковского наверняка выделится на фоне предыдущих впечатлений и запомнится надолго.

В афишах фестиваля «Браво!» последних пяти лет новоуральский театр кукол был представлен исключительно сказками – в основе были народные русские («Мишка косолапый», «Русалочья сказка»), грузинские («Полторы горсти») и уральские («Алёнушкины сказки»), произведения Погорельского («Черная курица, или Подземные жители»), Сергея Михалкова («Три поросенка») и Лилиан Мур («Кроша Енот или тот, кто сидит в пруду»). На сей же раз на «Браво!» был выбран спектакль для зрителя взрослого и далеко не массового, спектакль рискованный для небольшого, не слишком избалованного театральным предложением города.

Спектакль начинается с рэп-баттла: в небольшом пространстве фойе перед входом в малый зал начинает звучать громкая, резкая, напирающая музыка, из зала выходят три актрисы в советских костюмах клоунской расцветки и начинают декламировать начало первой картины «Клопа» Маяковского. Неожиданное появление и достаточно агрессивная манера существования несколько сбивает с толку, однако находятся среди зрителей и те, кто быстро подхватывает настроение и даже начинает прихлопывать и притоптывать в такт. Но и они под конец баттла явно устают от однообразия, громкости и базарности – приглашение пройти в зал явно приносит всем облегчение.

Передышка оказывается небольшой: «куКЛОПодобная феерия» – совсем не про зрительский комфорт. Да и какого комфорта можно ожидать, отправляясь на «Клопа»? И нужно ли ждать его от сегодняшнего театра – пусть даже заговорившего на вечно актуальные темы словами классика первой половины XX века?

Гигантская лупа, огромные очки на внушительной кипе раскрытых книг – художественное оформление спектакля иллюстрирует высказывание Маяковского «Театр – это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло» (именно этими словами заканчивают рэп-баттл актрисы Анастасия Сорвилова-Мужайлова, Татьяна Лузина и Наталья Климентьева). Только сквозь оптику и можно разглядеть крошечных кукол-насекомых, выполненных с ювелирным вниманием к деталям (художник-постановщик – лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Захар Давыдов). Эта детальность, даже дотошность, восхищает – и вызывает отторжение: разглядывать насекомых в лупу так же неприятно, как сталкиваться с человеческими пороками.

«КуКЛОПодобная феерия» – единственный спектакль для взрослого зрителя в репертуаре «Сказа». Режиссер-постановщик, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска», заслуженный артист РФ Александр Борок, словно восполняя недостаток взрослого языка театра кукол в Новоуральске, использует разные художественные средства: кукол – верховых тростевых в первом действии и открыто управляемых во втором; живой план, видеопроекции (видеохудожник – лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Юлия Михеева).

Мир советского прошлого (1929 год) и советского будущего (2079 год) принципиально разные по оформлению: первый – мир кукол и увеличительных стекол, второй – мир людей, в котором единственная кукла – воскрешенный герой прошлого Иван Присыпкин (он же Пьер Скрипкин). Первый – мрачный, полный крошечных деталей, в коричнево-черных цветах, второй – залитый искусственным бело-голубым светом, стерильный. Первый заполнен писклявыми голосами и неприятным постукиванием лапок насекомых по стеклу, второй – футуристичной пафосной музыкой (композитор Евгений Занога). Первый вызывает отторжение сразу. Второй, кажущийся идеальным – спустя время, но отторжение это нарастает быстрее и становится сильнее, и вот уже неприятный герой из прошлого кажется единственным оплотом человечности в мире, где любые пороки и чувства считаются вредной бациллой. А потому единственное место для Пьера Скрипкина в этом времени – в зоологическом саду. Рядом с представителем еще одного вымершего вида – клопом.

Какой из этих миров страшнее? Очевидно, тот, что ближе к сегодняшней реальности. Во времена Маяковского таковым был мир, полный советских бацилл. Сегодня же мы хронологически ближе к 2079 году, чем к 1929. Только ли хронологически?

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов