Поиск по сайту

05 Июня 2019

Ночь озорных мертвецов

О премьере «Гробовщика» Николая Коляды в Камерном театре


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера в Камерном театре Объединенного музея писателей Урала состоялась премьера второго спектакля в рамках проекта «Классика завтра». Напомним, в честь 220-летия А.С. Пушкина театр планирует выпустить пять премьер по «Повестям Белкина», каждую из которых поставят современные режиссеры по инсценировкам молодых драматургов. Первой «ласточкой» стал «Станционный смотритель» Дмитрия Зимина, вторым опытом – «Гробовщик» Николая Коляды.

«Гробовщик» Пушкина – совсем не большая повесть о том, как представитель мрачной профессии Андриян Прохоров накопил денег, переехал с дочками в дом побогаче, познакомился с новыми соседями да ненароком обронил, что позвал бы на новоселье всех своих клиентов – а те возьми да и заявись. Авторы инсценировки «Гробовщика» – ученики «Театральной школы Николая Коляды» Светлана Гурова и Михаил Батурин – и сам Коляда превратили пушкинский сюжет в развернутое хоррор-действо с черным юморком, песнями, танцами, яркими образами и забавными диалогами. Получилось скорее смешно, чем страшно, но мурашки при виде заламывающих руки мертвецов нет-нет да пробегают.

Несмотря на формат хоррор-версии, сценическое пространство спектакля наполнено воздухом и светом – не только лучами прожекторов, но и естественным: окна занавешены лишь в нескольких сценах. В остальных же возникает интересный юмористический эффект: «страшилка», рассказанная при свете дня, всегда скорее смешная, чем пугающая. Проносят ли за окном на фоне яркой июньской зелени факел, вылазит ли в потоке солнечного света из того же окна самый жуткий мертвец – зрители неизменно хохочут. Гостиную Прохорова украшают гробы, сложенные в форме крестов и украшенные венками, повсюду сидят безликие белые куклы – какие в посмертных нарядах, какие с обнаженными (очень приблизительными) анатомическими подробностями. Казалось бы, жуть. Но гробы выносят с песнями и пританцовывая, несчастных кукол подкидывают, растянув покрывало – словом, скучать не приходится.

Невесело лишь гробовщику Прохорову (заслуженный артист РФ Сергей Федоров/Сергей Колесов). Пока дочки строят глазки проходящим мимо окон немцам, тот ворчит; когда у сапожника Готлиба Шульца собираются гости, Андриян чувствует себя явно не в своей тарелке. И уж совсем не до смеха становится, когда на приглашение являются в новый дом вставшие из могил клиенты…

Образы мертвецов – этакая классика с «колядовщинкой». Выбеленные лица, спутанные волосы, ломаная, зомбиподобная пластика (по канонам жанра хоррор) – и столь любимые Колядой свадебные платья: как отсылка к традиции хоронить незамужних девушек в таком облачении и как эффектный прием. Мертвецы поют незамысловатые песенки про сосновые и дубовые гробы, тянут романсы, качаясь в них же, заигрывают со своими бледными соратниками и соратницами по несчастью, обсуждают расположение могилок и пение птиц, пьют шампанское – прекрасно проводят время, пока несчастный Прохоров, забившись в угол, вставляет редкое словцо.

Актеры «Коляда-театра» и Камерного, в отличие от несчастного Андрияна, явно наслаждаются происходящим и играют в «Гробовщике» с мощной отдачей и куражом. Далеко не всегда удается распознать, застроены сцены или нет: спектакль настолько живой, что каждую вторую находку можно смело счесть импровизацией.

Всем, кто будет сетовать о неуважении постановщика к Пушкину, советуем перечитать «Повести Белкина» и убедиться: ни суть произведения, ни герои, ни события в спектакле Коляды не искажены. Разве что добавлена приличная доля озорства – но Пушкин, мы уверены, такой подход непременно бы оценил.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов