Поиск по сайту

13 Июня 2019

Игра по чужим правилам

О перформансе в «Доме Маклецкого»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Есть ли в вашем окружении люди, способные слушать о ваших самых невероятных догадках? Часто ли вы сами раздражаетесь в ответ на рассказ убежденного в чем-то человека? Почему в нашем мире так тяжело быть понятым? Если вы задаете себе подобные вопросы, то эксперимент «Клуб убеждений» Открытого студийного театра – для вас.

Люди рассаживаются по кругу. Рядом — столик с горячим чаем. Кто-то подходит, наливает себе напиток, садится обратно. Незнакомцы молчат до тех пор, пока модератор не объявит начало встречи. Из его слов понятно, что некоторые собрались здесь для того, чтобы поделиться своими сокровенными мыслями, невероятными теориями, нашедшими отклик в тех, кто хочет высказаться. Все они подали заявки, заранее озвучив темы рассказов. Это делается для того, чтобы ведущий на точке входа мог снять с повестки слишком спорные темы, то есть те, что касаются религии, политики и здоровья.

За то время, что идет перформанс, зрителям рассказывают о множестве невероятных догадок — от убежденности в том, что люди произошли от дельфинов, а пирамиды построили инопланетяне, до теорий о плоской земле и предопределенности всего сущего. Рассказы подкрепляют фактами и собственными открытиями. После каждого доклада любой присутствующий может задать вопрос. Встреча проходит в дружелюбной обстановке, участники не перебивают друг друга, не опровергают выдвинутых догадок и ведут себя более чем толерантно. Но это лишь в первые полчаса.

Постепенно воздух накаляется. Создатели перформанса заботятся о том, чтобы волна негодования смыла со всех кажущуюся доброту и обнажила истинную природу общества. Напряжение взращивается и поддерживается актерами О.С.Т., которые играют рассказчиков. Метаморфозы происходят не со всеми. Некоторым удается сохранить спокойствие и даже трезвую оценку. Но таких может оказаться и меньшинство — здесь все зависит от зрителя, который входит в игру, как только садится на стул.

Вторая половина происходящего приобретает поистине перформативный характер, неминуемо вовлекая пришедшего в круговорот событий, где даже пассивность сама по себе является заявлением. И все же кто-то подхватывает волну негодования, начиная высказываться против задевшей его теории, кто-то раздражается, выступая против агрессоров, и стремится вернуть беседу в мирное русло, другие упиваются разворачивающимся на их глазах конфликтом.

Апогеем действия становится точка невозврата, после которой участники уже не могут остановить растущее напряжение, а открывшиеся миру рассказчики становятся особенно уязвимыми. В этот момент всем предлагают найти источник конфликта. Условия игры предполагают развитие событий, с которым мы часто сталкиваемся и в реальной жизни — наказать неугодных, унизить инакомыслящих. И пусть в «Клубе убеждений» достигают этого вполне гуманными способами, отстраниться от случившегося трудно. В перформансе может быть несколько развязок — все зависит от пришедшего зрителя.

 «Клуб убеждений» заставляет двигаться по определенной кривой — от интереса к выдвигаемым теориям и их принятия или непринятия до выбора одной из сторон. И гораздо важнее, чем случившаяся развязка, здесь становится то, что происходит внутри самого зрителя. Для него уже не стоит вопрос способности примириться с чуждым убеждением, здесь мысль присутствующего убегает дальше — к природе конфликта и его ничтожной сути.

Хотелось бы, выйдя из перформанса, понять, что с реальным миром его сюжет не связан никак. Разуверить всех, что старания актеров — лишь глупая выдумка. Но все равно осознаешь, что О.С.Т. показал лишь маленькую часть одной из сторон общества и выход из этого положения пока удается найти лишь единицам.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов