Поиск по сайту

20 Июня 2019

Спектакль как повод для знакомства

О премьере «730 шагов» в Екатеринбургском ТЮЗе


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера на малой сцене Екатеринбургского театра юного зрителя состоялся премьерный показ «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер спектакля – художественный руководитель театра Григорий Лифанов.

Сегодня театральное осмысление романа «Преступление и наказание» можно увидеть в трех екатеринбургских театрах: одноименная постановка есть у «Волхонки» (режиссер Юрий Кордонский), в апреле «Коляда-театр» представил спектакль под названием «Раскольников» (постановка Николая Коляды), два месяца спустя премьеру «730 шагов» играют в ТЮЗе. Это не первое обращение Григория Лифанова к материалу: постановка в ТЮЗе – третья после спектаклей, сделанных в Учебном театре ВГИКа (позже он переехал в Театральный центр «На Страстном») и Государственном академическом русском драматическом театре республики Башкортостан (Уфа).

Малая сцена Екатеринбургского ТЮЗа, оформленная к спектаклю, похожа на разворот книги с объемными иллюстрациями: удивительно, сколько может уместиться в камерном пространстве декораций, персонажей, кринолинов… Художник-консультант Анна Томчиньска «оголила» сцену, очистив ее от ткани кулис и задника, и заполнила ее элементами, воссоздающими атмосферу Петербурга XIX века. Дополняет ощущение погружения и создает особую глубину пространства мягкий, рассеянный свет (художник по свету – Евгений Захаров). Кажется, что в его лучах клубится петербургский туман, размывающий черты тех объектов, что находятся чуть дальше авансцены. В клубах этого тумана, на заднем плане, наблюдают за историей четыре иконы; три – перечеркнутые светящимися линиями, уголок четвертой обрамляет такой же светящийся крест.

В этом мире, подчеркнуто историческом (можно сказать, классическом), бродят подчеркнуто исторические персонажи – в соответствующих эпохе костюмах, с соответствующими головными уборами и прическами. Сходство с книжной иллюстрацией все нарастает – можно предположить, что спектакль обращен в первую очередь к старшеклассникам, которые либо совсем недавно прочли «Преступление и наказание» впервые, либо вот-вот познакомятся с романом. Благодаря спектаклю описанные на бумаге персонажи вдруг перестают быть для школьников призраками прошлого, выдуманными героями – они обретают плоть и кровь, боятся, терзаются, плачут.

В этом отношении очень удачный ход – выбор Григорием Лифановым на роль Раскольникова артиста Никиты Куляшова. Молодой актер, первый год работающий в театре, максимально близок по возрасту к 23-летнему Раскольникову, но важнее здесь то, что на фоне персонажей, исполняемых гораздо более опытными партнерами по сцене, герой Никиты кажется молодым зрителям гораздо более близким и понятным. Нет-нет да проглядывает что-то детское, наивное в его манере речи, выражении лица, пластике – в том, как он с ногами забирается на софу, порывистым движением накидывая на себя пальто, в том, как опускает голову, выслушивая Порфирия Петровича (заслуженный артист России Олег Гетце), как яростно, с блестящими от подступивших слез глазами, объясняется с Соней (Дарья Большакова/Таисия Гангур)… Безусловно, для столь молодого артиста роль Родиона Раскольникова – роль на вырост: еще есть, что поискать, есть, о чем подумать, что попробовать.

Не меньше, чем главный герой, заслуживает внимания роль Порфирия Петровича в исполнении заслуженного артиста России Олега Гетце. Кропотливая работа над персонажем видна невооруженным глазом. Микродвижения пальцев рук, предельная собранность, сконцентрированность всего тела, виртуозно проработанный голос – перед нами предстает крайне интересный персонаж, каждая новая интонация которого придает ситуации новые оттенки и рождает новые смыслы. Он в настолько известном тексте умудряется быть нетривиальным и удивлять. Его голос доносит знакомый зрителю текст Достоевского так, что каждое слово, каждое рассекающее воздух «-с» проникает в душу и заставляет понять, почему так близок, так болезнен этот роман для русского человека. Многогранный, глубокий образ, созданный Олегом Гетце, позволяет нам увидеть, помимо прочего, героя очень человечного. И если Раскольников Никиты Куляшова открывает парадную дверь в роман тем, кто еще не успел проникнуть в его глубины, то Порфирий Петрович Олега Гетце дает более зрелому, вдумчивому зрителю ключи от дверей потайных, скрывающих главную ценность, которую может дать нам театр – открытие неведомых доселе смыслов, побуждение заставить работать ум и сердце.

Объединяет же сидящих в зале музыка, специально для спектакля написанная Александром Жемчужниковым. С приходом композитора на должность заведующего музыкальной частью ТЮЗа – то есть всего за один творческий сезон! – спектакли театра стали ассоциироваться с уникальным и тонким звуковым сопровождением. «730 шагов» не исключение: музыкальное полотно спектакля сплетено из тем главных героев и, не противореча историческому оформлению, звучит современно и пронзительно.

Для кого-то «730 шагов» станут спектаклем-знакомством с легендарным романом Достоевского. А для кого-то – спектаклем-напоминанием, побуждением вновь вернуться к тексту, в который можно погружаться бесконечно и каждый раз достигать новой глубины.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов