Поиск по сайту

09 Июля 2019

Взлетая над сценой и временем

О премьере балета «Дон Кихот» в «Урал Опера Балет»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В театре «Урал Опера Балет» прошли премьерные показы масштабного по замыслу и воплощению спектакля – балета «Дон Кихот». Спектакль заявлен как попытка максимально приблизиться к постановке 1900 года – той, которую вслед за Мариусом Петипа воплотили в жизнь Александр Горский, Константин Коровин и Александр Головин. Увидел ли зритель реконструкцию балета – или в 2019 году постановщикам удалось создать свежий образ спектакля?

Удивительно, но на обе части вопроса хочется ответить утвердительно. Постановкой и новой хореографической редакцией «Дон Кихота» занимался Юрий Бурлака, известный екатеринбургскому зрителю по одноактному балету «Наяда и рыбак». Любопытный факт: в 2006 году Юрий Бурлака уже принимал участие в подготовке «Дон Кихота» в Екатеринбурге. Тогда он отвечал за постановку фрагментов Александра Горского в спектакле Вячеслава Гордеева (сам же спектакль был достаточно свободной интерпретацией либретто Мариуса Петипа 1869 года).

Новая постановка «Дон Кихота» в Екатеринбурге – не вторая и не третья, а девятая по счету. Казалось бы, известный своими экспериментальными спектаклями «Урал Опера Балет» на сей раз изобретет совершенно нового, никому неизвестного «Дон Кихота». Однако еще до премьеры стало известно: Бурлака стремится вернуть постановку Александра Горского к ее изначальному облику. Кого-то из зрителей это даже отпугнуло: «классического» «Дон Кихота» искушенные балетные любители видели – и, вероятно, даже не один раз. А неискушенных и неиспуганных ждал приятный сюрприз: балет с 120-летней историей поразил необыкновенной свежестью, живостью и потрясающей энергетикой.

С каждым поднятием занавеса невозможно сдержать вздох восхищения: что ни декорация – то произведение искусства. Сценограф Альона Пикалова, работая с эскизами Константина Коровина и Александра Головина (художники создавали декорации постановки «Дон Кихота» в Большом театре в 1900 и 1906 годах), создала невероятное по красоте и атмосфере зрелище. Праздник на набережной в Барселоне, пляски в шумном трактире, расположившийся у ветряных мельниц цыганский табор – сменяющие друг друга картины сливаются в богатый красками романтический образ средневековой Испании. Легко засмотреться, забыть о прохладном лете Екатеринбурга – и ощутить жар мостовых, морской бриз, почувствовать себя частью большого и шумного праздника, полного теплых огоньков, которые прячутся в густой листве, приветливо подмигивая путникам… Эти картины полны страстной, бурлящей жизнью, и на фоне этого великолепия сцена с царством дриад, которое снится Дон Кихоту, кажется бледной фиалкой в букете ярко-алых роз.

Но, конечно же, статичные декорации не производили бы того ошеломительного эффекта, не создай постановщики действительно живой мир, в котором все подчинено танцу, шуткам, любви и веселью. Можно не слишком следить за сюжетом – он здесь далеко не на первом месте: гораздо важнее мастерство и харизма артистов, которые блестяще показывают себя в характерных танцах на основе классических балетных па. Очаровывают и сольные партии, и па-де-де; захватывают массовые сцены; танцовщики лихо взмахивают плащами, веерами, пышными юбками… Все это сливается в огромный живой вихрь, от которого невозможно убежать: все равно догонит, захватит, заставит уголки рта подниматься вверх, проникнет внутрь и заразит любовью к танцу и Испании.

Особое очарование балету придают небалетные персонажи: долговязый худощавый Дон Кихот, застывающий в патетичных позах и появляющийся на сцене верхом на белой лошади, и нелепый Санчо Панса, спотыкающийся о собственные ноги. Их появление на сцене оборачивается то шуткой, то фееричной баталией с пауками и мельницами, то появлением облаченного в доспехи рыцаря и белокурой Дульсинеи… Образ Дон Кихота привносит в балет не только забавные сюжетные повороты, но и особый шарм – здесь остается лишь сделать реверанс исполнителю заглавной роли Константину Хлебникову (в другом составе – Виктор Механошин).

И музыка Людвига Минкуса в постановке «Урал Опера Балет» (дирижер-постановщик Алексей Богорад) звучит словно бы по-новому, свежо, с той же энергией, какой наполнен весь балет. В этой музыке слышится движение жизни, настоящий момент, который через миг исчезнет. Но именно сейчас, в этот момент, восприятие становится острее, чувства ярче, и хочется разом впитать в себя искрометный, лихой балет, который запрыгнул в 1900 год, захватил из него краски, па, шутки и улыбки – и впрыгнул обратно, в 2019-й, поразив всех своей актуальностью и любовью к жизни.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов