Поиск по сайту

09 Сентября 2019

Кто следующий?

«Номер шесть» на «Реальном театре»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

В минувшее воскресенье на фестивале «Реальный театр» был представлен спектакль «Номер шесть» Челябинского театра драмы имени Наума Орлова. Постановка создана по мотивам повести Антона Чехова «Палата №6», однако роль текста Чехова в ней уходит на второй план – его затмевают режиссура Данила Чащина, инсценировка Юлии Поспеловой и художественное решение Максима Обрезкова.

Минуты до спектакля, когда зритель уже сидит в зале, разглядывает программку или смотрит на неподнятый еще занавес, зачастую полны волнующего предвкушения. Зритель пытается уже сейчас, в эти мгновения, проникнуть в тайну спектакля – а создатели постановки расставляют крошечные крючки. Какая звучит в этот момент музыка? Какие элементы декорации вынесены на авансцену? Как выглядит занавес? Если на нем написано название спектакля – как именно написано? Знакомо ли нам имя режиссера или мы впервые прочитали его, купив программку? Все это вкупе дает внимательному зрителю крошечную толику представления о том, что он увидит, когда занавес поднимется.

Основное пространство спектакля Данила Чащина оказалось отгорожено от зрителя глухой черной тканью с рваной, дерганой надписью «Номер шесть». Однако часть художественного мира все же просочилась наружу: на авансцене выросли высокие сухие стебли, среди которых спряталось маленький, будто кукольный, домик, железное ведро… Проникла в пространство зрительного зала и музыка – тревожная, нагнетающая и явно несовременная Чехову.

Имя Данила Чащина, скорее всего, не знакомо екатеринбургскому зрителю, хотя молодой режиссер ставит спектакли по всей России и ближнему зарубежью, а также активно участвует в режиссерских лабораториях (в том числе – под руководством Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова). Поводом для знакомства стало приглашение «Номера шесть» на фестиваль «Реальный театр», а потому никаких ожиданий, связанных с именем режиссера, у зрителей не было – быть может, за редким исключением. Как выяснилось после спектакля, не были знакомы с работами Чащина и большинство критиков. Зато многим, бывшим на открытии «Реального театра», запомнились читаемые рэперами строчки: «Если хочешь полную жесть, иди на «Номер шесть».

Можно сложить все эти наблюдения в единый образ, но не стоит надеяться, что он хотя бы отдаленно будет напоминать цельный образ спектакля. Между тем, спектакль действительно очень цельный: совершенно очевидно, что работа инсценировщика, режиссера и художника была единым творческим процессом. В компании трех молодых амбициозных авторов, правда, как-то не нашлось места Антону Павловичу Чехову: его аккуратно убрали за скобки, взяв из повести сюжет, героев, часть диалогов, а тонкую и страшную драму превратив в жестокий абсурд.

Место, где разворачивается этот абсурд, напоминает не то заброшенный храм, не то пожарище, не то Сайлент Хилл, не то город из комиксов – Город Грехов или Готэм. Черные, припорошенные серой пылью стены, высокие арки, из-за которых появляются мертвенно-бледные лица сумасшедших в белых рубахах, идеально круглый, ярко-белый, огромный диск луны. Этот черно-белый мир – мир Андрея Рагина (Николай Осминов), врача, некогда мечтавшего посвятить жизнь спасению людей, а ныне преследуемого мыслью о том, что «все со временем сгниет и обратится в глину». Мыслью этой он пытается оправдать свое равнодушие, но она не облегчает муки совести, а терзает, заставляя думать о неизбежности не только избавляющего конца, но и страданий; о неспособности изменить мир к лучшему.

Девственно-белый мягкий диван, на котором Рагин читает труды философов, да белые стулья, на которых беседуют Рагин и его подопечный из палаты №6 Иван Громов – вот единственные убежища от жестокости окружающего мира. Но эти убежища ненадежны: Громов, срываясь с кресла, пытается задушить собеседника, на диване оказывается истекающая кровью жертва нелепой дуэли. Красный в этом черно-белом мире – гость редкий, но неизменно приводящий с собой насилие и смерть, расшатывающий и без того хрупкий душевный мир Рагина.

Создатели спектакля не просто демонстрируют нам состояние главного героя – они делают все, чтобы в это состояние отчасти попал и зритель. Происходящий на сцене абсурд – не набор образов, от которых можно отстраниться, это комплексное воздействие. Нам неприятны надетые на головы артистов маски свиней и кубы с нарисованными на них анатомическими органами и латинскими буквами; нас ужасает то, с какой яростью надзиратель палаты бьет своих заключенных – и совсем не важно, что в руках у него всего-навсего надувная дубинка; нас оглушает звон бьющегося стекла и бесконечный репит песни «I Need A Doctor», в которой высокий, пронзительный, почти переходящий на визг женский голос умоляет о возвращении к жизни.

Мы поражаемся стилистической безупречности этого спектакля. И это не единственное, хоть и первое бросающееся в глаза, бьющее наотмашь ее достоинство. Есть у постановки и вполне конкретный посыл: можно логично оправдать равнодушие, но кара за него непременно настигнет. Это сообщение разлито по всему спектаклю и концентрированно выплескивается на Рагина, когда Громов укоряет его в том, что доктор зашел к нему всего раз за семь лет – в это время доктора переодевают в больничную одежду, и он сам становится заключенным палаты №6.

Посыл этот продиктован не Чеховым, изменен и чеховский сюжет, согласно которому беседы Рагина и Громова происходят регулярно, и главный герой видит в сумасшедшем, в этом «пророке» единственного достойного собеседника. Но Чащин, использующий текст Чехова как повод, чтобы поговорить о том, что важно сегодня, в своем высказывании убедителен и своевременен. Мы можем притвориться, что не узнаем в сценах массового избиения людей сегодняшний день. Можем сесть на белый диван и начать философствовать о бренности всего сущего. Говорить о том, что не переносим вида крови.

Надеяться, что следующим номером в палате заключенных станет кто-то другой, а не мы.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов