Поиск по сайту

09 Сентября 2019

Театр как комплекс ощущений

Первым спектаклем, открывшим «Реальный театр», стало «Му-Му» Крымова


Мне нравится!

6 сентября в большом зале Театра юного зрителя прошел первый спектакль «Реального театра» – на сцену вышли актеры Театра наций в спектакле «Му-Му» режиссера Дмитрия Крымова. Получилось символично: «Реальный театр» открылся показом истории из жизни «реального» театра.

Рассказать Тургенева не словами Тургенева, рассказать о том, как мы воспринимаем «разумное, доброе, вечное» – классику, не посредством классики; как лицемерим в отношении некоторых духовных ценностей, задеть острую социальную и политическую тему, поведать о состоянии, поисках и болевых точках современного театра, не показав и не пересказав ни одной из этих проблем напрямую, буквально, нарративно – это Дмитрий Крымов. В основе спектакля инсценировка Дмитрия Крымова и Лизы Кешишевой с включениями в нее отрывков из «Записок охотника» Ивана Тургенева. Отрывки из этой очень лиричной и нежной «песни русской природе» выстроены в фабулу социальной драмы «Му-Му», а названо все действие – «комедия дель арте по произведениям И.С.Тургенева». И это та комедия, где от смеха до слез – тонкая грань, от веселья до иррационального страха – доля секунды, а маски настолько убедительны, что в буквальном смысле приросли к лицу – отдирать болезненно и с кровью. Главный вопрос будет, кто на этом спектакле в маске? И ответ – все маски в зрительном зале.

«Му-Му» – качественный многослойный спектакль. Здесь есть возможность не думать и следить за «утками» и шутками – для тех, кто устал думать. Здесь есть возможность искать смыслы, разбирая содержание, форму, – для поклонников формализма, Шкловского, фанатов находить прием отстранения. Здесь есть возможность задуматься о теме амбивалентного насилия – насилия социального и экологического, которое лицемерно не принято считать насилием, – для ищущих повестку дня во всем, что происходит вокруг. Здесь есть возможность задуматься в принципе о природе человека – о том, почему слова, означающие что-то, на самом деле этого не означают. Здесь есть возможность подумать о театре сегодня, о современных формах существования актера на сцене, почему на одно мы вешаем ярлык «это устарело», но оно все равно берет нас за душу и делает с нами, что хочет. И так далее. Театр рефлексирует на тему себя, но так как «весь мир – театр», то отсветы этой рефлексии бросаются на все общество.

Крымов играет штампами, нашими устоявшимися представлениями о Тургеневе, русской природе, театре. В спектакле есть шесть визуально прекрасных сцен (художник-сценограф и художник по костюмам: Валентина Останькович), которые одной уже картинкой завораживают нас и вводят в определенное настроение: мужик в русском поле с косой или ружьем на фоне оранжевого закатного солнца; звездное огромное небо, под которым уютно у костра расположились путники и белая лошадь; вечернее пение птиц; картина похоронной процессии где-то далеко-далеко; страстное танго; уходящая в свет пара мужчины и женщины с ретро-силуэтами (одежда в стиле XIX века)… Это романтичные или лирические картинки, которые уже давно существуют в нашем сознании и прочно ассоциируются с чем-то, вдруг взрываются изнутри. У мужика в руках на фоне закатного солнца вдруг оказывается указка и он начинает рассуждать о бедности бутафории в театре и невозможности сделать «облака нормальной формы, потому что дорого»; у костра сидят не путники, а странная девочка и страшный мужик, который к ней пристает, а у лошади вдруг оказывается только одна голова, торчащая из темноты; похоронная процессия вдруг идет по залу среди зрителей, и мы с одной стороны вроде бы должны включиться в процесс горя, а с другой, нам рассказывают, как было сложно просунуть «эту огромную голову в проем»…

Наше зрительское впечатление ломают, играют им, как хотят… Живой вокал и великолепное актерское умение Алексея Верткова (Охотник или Тургенев, некий автор, главный герой – скажем так) держать зал, собирать зрительское внимание, погружать парой предложений в лирический настрой, визуальная картинка настраивают на один лад, а потом вдруг – бух! – и мы понимаем всю нелепость своих представлений, нелепость самих себя…

Мерило «лепости» и нелепости – живое детское восприятие. Ребенка не оторвешь от планшета, даже с разбитым экраном, тем, что наигранно. За Машей (Му-Му) в исполнении Марии Смольниковой интереснее наблюдать, чем за всем остальным, пусть даже красивым, как в шоу из Лас-Вегаса. Актриса играет ребенка, но существует не в рамках традиционного травести, потому что оно по природе своей искусственно. Она и психологически, и пластически выразительна, ее действия точно спрограммированы режиссером, а не отданы на откуп самостоятельных этюдных поисков. Одна из ключевых сцен: Маша надевает на лицо пакет, как бороду, и убеждает нас, что она Тургенев. Героиня задает наивные детские вопросы и обнаруживает несостыковки – в отношениях мужчины и женщины, в условности современного театра, вопросе наций, восприятии смерти, в двойных стандартах и потребительском отношении ко многому в современности. В конце концов, ее и убирают со сцены за то, что она ломает красивую картинку.

Но именно в непосредственном детском восприятии и заключается живая магия театра: обращение к ребенку во взрослом зрителе дает возможность затронуть его, переворошить так, чтобы он не ушел со спектакля с «холодным носом». И у Крымова это получается. Он как будто протер мутное стекло, на котором написано «театр», и напомнил, что жизнь интересна и причудлива, а театр – не устоявшаяся громада, он не Театр (непременно с заглавной), не красивая картинка, а зеркало сегодняшнего дня, и нечего на зеркало пенять… Причину того, что не нравится, надо искать в себе, иначе и о нас когда-нибудь споют: «Что с него взять, он крепостной!»

Фото: Георгий Безбородов, с сайта Театра Наций.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов