Поиск по сайту

10 Сентября 2019

Вата и снежные поцелуйчики

О спектакле «Папа всегда прав» болгарского театра «Кредо»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

В Екатеринбурге продолжается XV Всероссийский фестиваль «Реальный театр». Благодаря старейшему фестивалю в стране уральцы могут увидеть лучшие спектакли не только России, но и зарубежья. Например, болгарского театра «Кредо», который привез нам очаровательную сказку о великой силе любви.

На сцене лишь двое — Нина Димитрова (Мама) и Дмитрий Несторов (Папа) — да ворох бесформенной ваты. Зритель заинтригован, но смотрит со скептицизмом, мол: «Только вчера нам показали постановку Дмитрия Крымова с его сверкающими молниями, живыми собаками и почти настоящими кострами… А здесь — вата». Но уже через десять минут после начала действия настроение в зале меняется, и публика начинает активно поддерживать артистов смехом и одобрительными кивками головы, ведь тема, заданная болгарскими актерами, понятна всем, а отдача, с которой они играют, не оставляет равнодушными.

В основу сюжета положена сказка Ганса Христиана Андерсона «Что муженек ни сделает, все хорошо». Речь в ней идет о престарелых жене и муже Их любовь, проверенная годами, становится все больше и нежнее. Папа искренне заботится о Маме. А она, в свою очередь, всегда награждает мужа поцелуем несмотря на его оплошности. Однажды приходит Папе время отправится на ярмарку для того, чтобы продать единственное имеющееся у пары богатство — старую лошадь. С этого момента и закручивается добрая и смешная история — в стиле великого сказочника. Примечательно, что постановку создали в честь 200-летия со дня рождения сказочника и впервые показали именно в Дании — родной стране Андерсена.

Для того, чтобы показать зрителю скромную обстановку дома Мамы и Папы, шумную ярмарку или кабак с жаркой печкой, используется та самая вата, синтепон. Из него Нина Дмитрова вместе с Василем Василевым-Зуеком создала всю сценографию спектакля: костюмы, интерьер и даже кукольных персонажей. Они получились по-клоунски нелепыми, забавными и жутко симпатичными. В художественном мире Мамы и Папы маленькое покрывальце и две тоненькие палочки могут стать своенравным скакуном, тапочки — скрипками, пивная пенка ватными барашками нависать на белоснежных усах Папы, корова помещаться в заплечный узелок, а омлет выглядеть как синтепоновый квадрат с кармашками. В такие моменты театральная магия действует на зрителя в полную силу и не оставляет ему шансов не поверить в этот удивительный мягкий мир.

Двое артистов захватывают все пространство и сами издают звуки скрипящего снега или лошадиного ржания — механической, звучащей из колонок музыке почти нет места в их постановке. Нина Дмитрова без конца сменяет образы, добавляя к своему костюму разные элементы и вмиг меняет пластику и тембр голоса. Кажется, что к концу спектакля она куражится на сцене не меньше, чем зрители в зале, а Дмитрий Несторов с таким упоением играет простоватого и любящего мужа, что момент развязки артисты могут затянуть настолько, насколько захотят. Все равно зритель уже стал благодарным заложником их таланта и бушующей энергии.

Последние минуты спектакля — объяснение Папы перед Мамой, его рассказ обо всех ярмарочных бедах и неудачной торговле, — один из самых смешных моментов. Здесь Нина Дмитрова показывает обширнейший спектр чувств и иллюстрирует главный посыл спектакля, согласно которому любящее сердце согласно бесконечно прощать и, несмотря на невзгоды, наполняться теплом и благодарностью.

Любовь театра «Кредо» к зрителю абсолютна и бесспорна. Это подтверждают не только их спектакли, но и то, что в любой стране артисты говорят с публикой на родном для нее языке. Так, самая первая постановка театра «Шинель», созданная по мотивам одноименной повести Николая Гоголя, была сыграна на девяти разных языках: болгарском, английском, французском, испанском, немецком, русском, сербском, греческом и японском. «Папа всегда прав», в свою очередь, игрался на четырех — болгарском, английском, русском и японском.

Екатеринбуржцы долго не хотели отпускать артистов со сцены и, аплодируя стоя, не давали договорить заключительные фразы. Нине Димитровой и Дмитрию Несторову пришлось несколько раз выйти на поклон, и лишь после этого через распахнутые двери Театра кукол публика потекла к выходу. Зритель через удивительную легкость игры и слаженную работу дуэта разглядел кропотливость, с которой создавалась каждая минута, каждый сантиметр болгарской постановки. В простой истории про тихую и нежную любовь он нашел что-то важное и ценное для себя. И это — еще одно доказательство тому, что не всегда даже фестивальная публика ждет оглушающих спецэффектов и возвышенных страстей, порой ей хочется и простого тихого счастливого конца, где главной наградой будет женин поцелуйчик.

Фото предоставлены театром «Кредо».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов