Поиск по сайту

11 Сентября 2019

Театр будущего о хорошо забытом прошлом

В Музее истории Екатеринбурга прошли показы питерского театра post


Мне нравится!

В рамках театрального фестиваля «Реальный театр» в Музее истории Екатеринбурга прошли два показа спектакля «Хорошо темперированные грамоты» Санкт-Петербургского театра post.

Спектакль поставлен режиссером Дмитрием Волкостреловым и обращается в своей основе к выдающемуся памятнику отечественной культуры — древнерусским берестяным грамотам XI—XV веков. Всего найденных грамот чуть больше тысячи, в Екатеринбурге из них прозвучали 48: 24 – на первом показе, следующие 24 – на втором. Грамоты не повторяются; режиссер планирует, что показы будут продолжаться, пока не прозвучит вся тысяча (грамоты можно посмотреть здесь).

Пришедших гостей делят сразу на две группы: желающие активного действия становятся участниками, а остальные – зрителями. Участников всегда двенадцать – цифры в этой постановке играют важную роль. Двенадцать активных участников зачитывают зрителям двадцать четыре грамоты, их голоса записывают в режиме реального времени и потом воспроизводят под шедевр западноевропейского музыкального барокко — «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха. Само действие такое же строгое по композиции, как и клавир Баха: он состоит из двух томов, в каждом из которых 24 пары прелюдий и фуг, охватывающих все мажорные и минорные тональности. Это произведение стало поворотным в истории музыки: Бах доказал, что композитор может работать в любой из 24 тональностей и тем самым снял ограничения, существовавшие до этого в музыке, обогатив палитру для музыкальных авторов. Волкострелов делает практически то же самое – снимает ограничения для автора в театре, заявляя, что материалом может быть все, что угодно: и берестяные грамоты, и карточки библиотечного каталога, и даже зачитывание серийных номеров билетов на трамвай...

Волкострелов берет в каждом из показов только 24 грамоты, как будто повторяя их в разных тональностях по два раза – как прелюдию и фугу: сначала грамоты звучат в наушниках зрителей голосами актеров театра post Ивана Николаева и Алены Старостиной, затем уже голосами участников-зрителей спектакля. Режиссер как будто пытается, с одной стороны, довести ткань спектакля до уровня метатекста – от театра остается зритель, ситуативный артист, трехдейственная структура спектакля, режиссура; с другой, возникает вопрос, а спектакль ли это? Почему, к примеру, не лекция на тему истории Древней Руси? Нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки, нет как таковой сцены, нет конкретных героев. Действие в большинстве своем вызывает недоумение в качестве первой реакции, но ты думаешь о нем долго, оно не отпускает, и только на следующий день приходит послевкусие.

Берестяные грамоты – голоса простых людей, живших в Новгороде в 1020 – 1500 годах. Они тоже когда-то были зрителями исторических свершений, хлопали выступающим вождям, не шумели, одобряли или не одобряли происходящее на исторической сцене. Но время так распорядилось, что все, что от них осталось – частная переписка об их мирских делах: урожаях, неурожаях, долгах, попытке предугадать погоду и договориться о сборе пшена… Их след в истории – их ученические «тетради», детские рисунки, жалобы, расписки, письма и записки родственникам. Обрывки этих грамот – это судьбы конкретных людей, затерянных в потоке истории. А что останется после нас?

Режиссер здесь проявился именно в выборе материала: он взял не литературные памятники – жития, легенды, летописи, плачи, – а частные письма, большинство из которых не имеют перевода, так ничтожны размеры уцелевшей информации. И в этом рефреном звучащем «перевода нет» – тоже глубокий смысл: что мы понимаем о людях, живущих до нас, кроме официально существующих трактовок?

«Хорошо темперированные грамоты» – это, в том числе, рефлексия на культуру повседневности. Спектакль рассказывает историю через судьбы конкретных людей, поэтому он так органично смотрелся в стенах Музея истории Екатеринбурга, для команды которого это жизненная философия.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов