Поиск по сайту

10 Октября 2019

Феномены театрального Екатеринбурга: шаг за горизонт


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

Приближаясь к финалу разговора о феноменах театрального Екатеринбурга, хочется заглянуть в будущее и попытаться предсказать возникновение новых явлений, которые громко прозвучат не только в столице Урала, но и за ее пределами. Есть ли в современном театральном Екатеринбурге условия для появления таковых? А быть может, на наших глазах уже рождаются новые звезды? Чтобы понять это, мы обратились к экспертам – местным и столичным критикам.

Благодатная почва

Существует расхожее убеждение, что самые главные события культурной жизни страны происходят в столицах, а города поменьше – вроде Екатеринбурга, Перми, Казани, Нижнего Новгорода и прочих, претендующих на звание третьей культурной столицы, – довольствуются тем, что «не дотягивает» до уровня Москвы или Санкт-Петербурга. Между тем, можно увидеть множество примеров того, что именно в нестоличных городах появляются и вырастают яркие таланты. «Российские города способны на невероятные театральные взлеты и взрывы. Когда смотришь на ньюсмейкеров московской жизни, четко понимаешь, что все эти люди родились не в столице – за редким исключением», – говорит музыкальный и театральный критик, арт-директор Международного фестиваля современной хореографии «На грани», член экспертных советов жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска» и Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» Лариса Барыкина. В то же время Лариса Владимировна говорит о следующей проблеме: Москва зачастую «высасывает» таланты из регионов. Чтобы этого не происходило, нужно «сделать так, чтобы им было хорошо здесь, чтобы они здесь раскрывались. Я – за децентрализацию российской культурной, и в частности, театральной жизни. Нужно добиваться того, чтобы у людей появилось понимание: искусство не сосредоточено в пределах Садового или третьего транспортного кольца и Петербурга».

Выполняет ли эту задачу современный театральный Екатеринбург? Можно с уверенностью утверждать, что город живет насыщенной, разнообразной, кипучей жизнью. Начнешь считать театры, непременно собьешься или кого-то забудешь, но вряд ли отыщешь верное число. Помимо широкого круга профессиональных театров разного подчинения (от федерального «Урал Опера Балет» до областных Музкомедии и Драмы, муниципальных ТЮЗа, Театра кукол) здесь есть театры частные («Коляда-театр», к примеру), не говоря уже о независимых и любительских коллективах при университетах, школах, центрах культуры и прочих учреждениях. Кстати, такое разнообразие профессор City University London, экономический географ и социолог Энди Прэтт называет одним из качественных показателей развитой инфраструктуры местности: «Если в городе представлены все уровни культурных заведений, которые обеспечивают художнику пошаговый процесс развития, то он будет расти как художник в своем городе. Условно говоря, и любительские, и народные, и профессиональные, и документальные, и художественные, и детские, и ветеранские театры всех видов одинаково важны для качественной культурной инфраструктуры. И маленькие частные галереи, и крупные государственные музеи играют равную роль в том, чтобы уменьшить отток талантов из провинции в крупные культурные столицы мира».

Что порождает такое разнообразие? Кажется, едва ли не каждый день в театральном мире Екатеринбурга появляется какая-то новинка: сегодня в большом профессиональном театре отыграют премьеру, завтра театральная лаборатория откроется в музее, послезавтра окажешься в центре перформанса, просто возвращаясь домой с работы, затем услышишь о появлении совершенно нового театра, потом придет пора покупать билеты на очередной фестиваль…

Обратимся к нескольким свежим примерам, которые кажутся нам наиболее показательными. В сентябре этого года в Екатеринбурге прошли два интереснейших театральных фестиваля – мастодонт «Реальный театр», отметивший 15-летие, и совсем юный «Свой», состоявшийся во второй раз. Премьерами отметили старт нового сезона «Урал Опера»Свердловский театр драмы, завтра к ним присоединится и Екатеринбургский ТЮЗ (и это лишь на первый, беглый взгляд). Театральные проекты стали все чаще появляться в Музее истории Екатеринбурга (взять хотя бы аудиоспектакль «Маршрут памяти» или иммерсивный спектакль «Дело №39/496»). Меньше года назад в столице Урала по инициативе куратора перформанс-платформы Уральской индустриальной биеннале Ольги Комлевой возник новый театр «Место», который создает экспериментальные постановки, ищет новые формы, исследует границы театрального языка и старается их расширять. Летом в Ельцин Центре прошел большой образовательный курс «Ключ к спектаклю», который знакомил современного зрителя с мировым театральным искусством и учил в нем разбираться. И это лишь немногие примеры, которые первыми приходят в голову.

Такая скорость и полнота жизни порой вызывает желание сравнить екатеринбургскую театральную жизнь со столичной. Театральный критик, театровед, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская отмечает: «Конечно, Екатеринбург – город столичный, подвижный и амбициозный. Провинциальность – это эстетическая замкнутость. Екатеринбург же разомкнут, в нем кипит художественная жизнь, он настоящая Евразия. Екатеринбург живет увлекательнейшими приключениями!»

Театральное предложение не только разнообразно, но и востребовано. Есть категория сценических «меломанов» – они ходят на все премьеры, независимо от жанра постановки или статуса театра, интересуются новейшими проектами, всегда знают последние новости. Есть пул поклонников у конкретных направлений и жанров (современная хореография, опера, инклюзивный театр), есть зрители, которые ни в коем случае не пропустят постановки конкретных личностей – Вячеслава Самодурова, Дмитрия Зимина, Николая Коляды, Петра Базарона и других.

При этом поход в театр среднему екатеринбуржцу куда доступнее, чем столичному. Расстояния меньше (стоит добраться до центра – и можно спокойно дойти пешком минимум до десятка театров), цены ниже (взгляните на нашу инфографику), а благодаря фестивалям («Реальный театр», «Петрушка Великий», «Коляда-plays», «Свой») местный зритель может, не покидая города, познакомиться с лучшими образцами современной российской театральной действительности, что, безусловно, развивает и театральный вкус, и критическое мышление – екатеринбуржцы становятся все требовательнее к театральному «продукту». Что, в свою очередь, дает мощный стимул к развитию.

Перечисленные нами черты театральной действительности (насыщенность и разнообразие, востребованность и доступность), как нам представляется, сегодня не просто могут создать благодатную почву для появления новых театральных феноменов – они уже ее создали.

Гадаем на кофейной гуще

Можно уже сейчас попытаться предсказать, какие театральные феномены появятся в Екатеринбурге в ближайшем будущем. Мы решили обратиться к помощи экспертов, которые пребывают в контексте не только города, но и всей театральной России, и попросили их назвать явления, которые уже сейчас привлекают к себе внимание.

Так, по мнению Марины Дмитревской, перспективный игрок на этом поле – театральная платформа «В Центре». «Стал «загораться» в театральном плане Ельцин Центр, привлекающий молодую режиссуру. Координатор программ «В Центре» Наталья Санникова – «дитя» ТЮЗа, а потом театра Коляды, в ней есть воспитанное Олегом Лоевским и Николаем Колядой художественное чутье. Мы в журнале следим за этой площадкой, это тоже «лампочка», — отмечает театральный критик. «В Центре» ставят молодые режиссеры: Николай Русский, Илья Ротенберг, Семён Серзин, Дмитрий Зимин, Алексей Забегин, Александр Кудряшов, Александра Микляева, Ирина Васьковская и другие. Отдельного упоминания заслуживает инклюзивный проект #ЗАживое, который базируется в Ельцин Центре и играет спектакли на театральной платформе «В Центре».

Еще одной зарождающейся звездой эксперты называют Театр балета «Щелкунчик». Как мы помним из текстов об уже сложившихся феноменах, большую роль в формировании каждого из них сыграла личность или несколько личностей. Здесь мы наблюдаем схожую историю: «Щелкунчик» создавался как авторский театр Михаила Когана, здесь много ставили бывшие ученики Михаила Ароновича, теперь процессом руководит крепкий союз директора Елены Давыдовой и главного балетмейстера Петра Базарона. Помимо того, что «Щелкунчик» представляет собой уникальную модель, сочетающую в себе школу классического балета для детей и репертуарный театр, сейчас он удивляет достаточно искушенную екатеринбургскую публику поистине уникальными постановками.

Все больше внимания начинает привлекать к себе Свердловский театр драмы, за долгую историю которого, увы, пока не приходилось говорить о некоем феномене. Однако сейчас театр становится все заметнее. Здесь ставит молодой режиссер Дмитрий Зимин (чаще всего – в дуэте с художником, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Кравцевым), работы которого всегда становятся ярким событием в жизни города и отмечаются на Свердловском областном конкурсе-фестивале театральных работ «Браво!». Кроме того, в прошлом сезоне Драма выпустила две премьеры, которые сразу привлекли внимание и зрителей, и критиков. «Мне кажется, начинает интересно работать Свердловская драма, которой какое-то время просто не везло. Алексей Бадаев приглашал прекрасных режиссеров и были хорошие спектакли, но не было больших удач. В последнее время работа Григория Козлова над «Чайкой» и «Васса», которую сделал ученик Женовача Уланбек Баялиев – это серьезные события, которые, я думаю, будут на «Золотой Маске» будущего года», — говорит основатель и арт-директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский.

Также внимание экспертов привлекли отдельные постановки. Сложно сказать, дадут ли они начало какому-либо феномену – однако такие события, безусловно, способствуют той самой подготовке почвы, о которой мы говорили ранее: создают интересный театральный контекст, звучат так громко, что становятся известны за пределами города, помогают зрителю по-иному взглянуть на театральный процесс. Так, педагог, театральный критик, руководитель театроведческого курса Российского института театрального искусства – ГИТИС Александр Вислов называет феноменами спектакль «Дон Кихот» и ораторию «Огни Урала». Интересно, что «Дон Кихот» родился в стенах Екатеринбургского театра кукол, который не отличался каким-либо периодом расцвета, однако не раз представлял эдакие спектакли- «вспышки»: «Картинки с выставки», «Бобок», «Пиноккио», «Ромео и Джульетта». В то время как «Огни Урала» – коллаборация музыкантов Ансамбля современной музыки InterText, студентов и выпускников Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского и… феноменальных «Провинциальных танцев». Все перечисленное вновь заставляет нас задуматься о предпосылках и природе феноменальности и убедиться в том, что исследовать эту тему можно бесконечно.

Шаг за горизонт

Пытаясь предсказать будущие театральные феномены, не стоит сбрасывать со счетов все предыдущие перечисленные нами явления – Театр музыкальной комедии, «Урал Опера Балет», Театр юного зрителя, Николая Коляду, современную хореографию. «Все они в той или иной степени продолжают существовать, как мне видится, в современном екатеринбургском театральном пространстве/бытии. Какие-то из них – благодаря людям, творцам, продолжающим в городе жить и работать, пускай, возможно, и не столь блистательно, как ранее. Какие-то — благодаря прекрасным воспоминаниям, сохраняющимся в памяти тысяч людей, достаточно им бросить взгляд на то или иное театральное здание. Все это создает, как принято говорить в подобных случаях, «особую неповторимую атмосферу» Екатеринбурга театрального. В данном случае точнее этого штампа не выразишься», — резюмирует Александр Вислов.

Тем не менее, стоит задуматься: что сегодня мешает возникновению феноменов – ведь, как мы видим, течение театральной жизни Екатеринбурга этому более чем благоволит? Многие эксперты замечают, что и «особой неповторимой атмосфере» нужны порой хорошие «встряски». Театральному Екатеринбургу не хватает шумных проектов — «не просто амбициозных, но по-хорошему оригинальных, со здоровой долей сумасшедшинки» (цитируем Александра Вислова).

Театры работают стабильно, в привычном режиме, однако этого уже недостаточно для контекста такого города, как Екатеринбург. «Сначала театр становится интересным, потом известным и популярным, а затем известность и популярность становятся привычными. Сегодня театрам нужно искать шаг «за» этой привычностью. Сегодня городу не хватает чего-то из ряда вон выходящего, театрального сверхсобытия», — говорит Олег Лоевский.

Где и когда произойдет такое сверхсобытие, предугадать не может никто. Можно делать ставку на яркие проекты, можно – на конкретных личностей («Сейчас вот возьмет и «родится» в Екатеринбурге новый Лоевский. Или новый Коляда. Или новый Праудин. И все как завертится!..» – предполагает Александр Вислов). В конце концов, если посмотреть на сегодняшний театральный Екатеринбург, то он складывается из обеих составляющих: не бывает сумасшедших идей без творческих безумцев. А значит, рано или поздно сверхсобытие родится – театрам лишь нужно не бояться сделать шаг за горизонт.

Благодарим за помощь в подготовке материала Марину Юрьевну Дмитревскую, Александра Александровича Вислова, Ларису Владимировну Вакарь, Ларису Владимировну Барыкину, Олега Семёновича Лоевского, Наталию Валерьевну Курюмову. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры