Поиск по сайту

12 Ноября 2019

Урок прочувствования истории

Впечатления о спектакле «Печная бабушка»


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В Малом зале Екатеринбургского театра кукол премьера – спектакль «Печная бабушка». Создатель постановки Андрей Мелентьев выступил не только в роли художника, но и как автор и режиссер своей идеи. Драматургически помогли ему оформить сюжет Людмила Глушкова и Сергей Плотов, а оживляли кукол и не только (в этой истории и варенье говорящее!) актеры Марина Стражникова и Николай Бабушкин.

Что такое для нас история? В той выжимке, которая остается после школьных уроков, – только кажущаяся нелогичной система предпосылок, постоянно готовая порваться цепочка дат и забываемый перечень имен. А как же история семьи: предания и легенды о предках, с трепетом рассказываемые старшим поколением, смешные анекдоты о домочадцах, которые вспоминаются из раза в раз за семейным столом, семейный фотоархив с наивными, уже незнакомыми лицами? Это тоже история. Не параллельная той, что записана в учебнике, – история одна, только подходы к ней разные.

Рассказать прочувствованную историю XX века детям решился Андрей Мелентьев, и, как и должно было случиться с художником, история у него получилась образной и метафорической. В центре – уже утраченная натура – крестьянская семья, во главе которой стоит женщина. Она рассказывает забегающим к ней соседским детям сказки, которые к концу действия оказываются былями. А видеоряд, вдруг врывающийся в самом финале в аналоговый мир спектакля, добавляет всему документальности – нам показывают кинохронику советского детства, а потом фотографию семьи из глухой Сибири, приблизительно, не точно, по составу напоминающую ту, о какой идет речь в спектакле.

Бабушка, мама, сказительница (Марина Стражникова) – это и роль и живого плана, и актриса-кукловод. Она погружает нас в историю истории об истории, изначально появляясь на сцене как наш современник, но потом погружаясь в образ героя-повествователя, рассказывающего о бабушке, а потом и в образ самой бабушки, рассказывающей сказки о своей жизни, где она на самом деле чья-то мама. История приобретает глубину и оказывается происходящей не с кем-то когда-то, а с нами в нашем прошлом, она постепенно становится неформальной, субъективной и живой.

В спектакле интересно продуман хронотоп. Это не только последовательное погружение из одного времени в другое, а потом и в следующее, как будто провал во временную воронку. Это еще и постоянное сворачивание исторического пространства до пространства одного сундука – концертного гастрольного короба в данном случае. Как аналогии семейных переселений XX века, потери имущества (пожары, раскулачивание, вынужденное переселение, эвакуация), когда единственное, что уцелело от целого двора, семейного дома – сундук, с которым скитается семья. Кроме того, такое пространство добавляет театральной условности, напоминая детское воображение, когда ребенок может придумать сюжет из узора на ковре, непонятного скрипа за окном, тени на противоположной стене, и намекая на то, что этот театр может развернуться везде и при любых условиях.

Постановка по-разному действует на своих зрителей в зависимости от их возраста. Одна из важных составляющих «Печной бабушки» – уже почти забытая взрослыми атмосфера деревенского детства рядом с бабушкой. «Мы все дети», – установка, которая мгновенно завоевывает сознание взрослого зрителя. Режиссеру-художнику, актерам удается погрузить в атмосферу тоски по утраченному теплу с первых секунд действия. И это несмотря на то, что спектакль внешне очень скупой, подчеркнуто условный и мобильный – на сцене только три концертных короба, в котором и спрятаны все куклы, реквизит, используемый актрисой Мариной Стражниковой. Не последнюю роль в этом погружении играет музыка – довоенные песни, как будто звучащие по радио.

Для зрителей-детей в этом спектакле есть яркие эмоциональные истории о том, каким было когда-то детство, и познавательные факты из культуры повседневности деревенского быта середины XX века. Но спектакль – не историческая энциклопедия, поэтому эти факты превращены в образы. И каждый раз утраченное и устаревшее, вышедшее из употребления находит точки пересечения с эмоциональным миром современных детей. Вот таким был рукомойник, так наливали в него воду, но все так же дети не любили умываться и придумывали массу отговорок. Вот такой была одежда – валенки, тулуп, вот так за ней ухаживали – клали на печку просушить, но все так же дети ленились и не хотели этого делать. За предметами быта в спектакле стоят эмоции и чувства, не вышедшие из употребления, именно поэтому вещи на сцене тоже кажутся живыми. И каждый раз, когда детская аудитория выхватывала из повествования мысль, что герои сказок Печной бабушки такие же, как они, в зале раздавался смех.

Эти два уровня воздействия на аудиторию – детский и взрослый – органично попали в тех зрителей, которые пришли на спектакль семьей – родителей и детей. В зале можно было наблюдать несколько немых диалогов, которые можно было бы начать так: «Посмотри, какое у меня было детство!», «Правда, так было?». Взрослая аудитория тоже получила сильное эмоциональное впечатление – погружение в свое прошлое. А для тех ребят, кто пришел с коллективом, есть надежда, что, вернувшись домой, они тоже подойдут к маме или папе и спросят: «А у тебя в детстве была печная бабушка, какие истории она рассказывала?».

Этот спектакль настойчиво требует после себя диалога, и он частично реализуется, когда на сцену выходит режиссер и приглашает туда же и зрителей, чтобы они сами попробовали погладить старинным утюгом, посмотрели кукол, задали ему вопросы. Но еще больше эта история нуждается в продолжении в виде диалога в семье юного зрителя.

История «Печной бабушки» у создателей получилась глубокой, вызывающей множество ассоциаций. В ней есть, о чем подумать взрослому с собой наедине, что обсудить с ребенком. И в ней есть зона роста узнавания и открытия для себя театра начинающим зрителям, но нет готовых «разжеванных» решений – тот случай, когда детский спектакль не превращен только лишь в визуальное шоу.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов