Поиск по сайту

13 Ноября 2019

Пётр Стражников: «Капитальный ремонт – это время Ч»

Директор Екатеринбургского театра кукол – о скорых переменах


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Екатеринбургский театр кукол активно готовится к капитальному ремонту, который начнется в 2020 году. Однако с приходом в театр строителей сценическая жизнь не прекратится: спектакли будут идти на других площадках города. Мы спросили у директора Театра кукол Петра Стражникова, какие это будут площадки, все ли спектакли удастся сыграть вне дома и что ждет юбилейный фестиваль «Петрушка Великий», который состоится «в походных условиях».

– Пётр Степанович, современный театральный мир развивается стремительно, технологии мгновенно устаревают… В какой момент вы осознали, что капитальный ремонт необходим?

– Прошлый капитальный ремонт – точнее, даже не капитальный ремонт, а реконструкция – прошел в 1996-1998 гг., и тогда вместо старого театра мы получили совершенно новый. На тот период это было передовое театральное здание во всех отношениях, даже учения пожарных проходили на нашей площадке, потому что она отвечала всем требованиям того времени.

Но прошел 21 год, и за это время прогресс, конечно, же, ушел вперед. На сегодняшний день у нас большие проблемы, касающиеся и пожарных требований, и коммуникаций, которые пришли в негодность, и кровли, которая требует ремонта. Я уже не говорю про свет и звук: когда наши коллеги приезжают на фестиваль «Петрушка Великий», известный и в России, и в мире, они с удивлением смотрят на наше оборудование – оно совершенно не соответствует современным требованиям. Комплекс проблем привел к тому, капитальный ремонт здания стал необходим.

Проектно-сметная документация, которую в течение двух лет готовил УралНИИпроект – те же специалисты, которые проектировали театр в 1996-м, – уже прошла государственную экспертизу. Пока она разрабатывалась, мы «выбивали» федеральное финансирования: без него отремонтировать наше здание невозможно. Нам удалось: Министерство культуры Российской Федерации включило нас в перечень тех объектов, которые подлежат капитальному ремонту, и уже в текущем году по линии нацпроектов мы получили деньги из федерального бюджета на приобретение части спецоборудования – светового и звукового.

Сейчас мы приобретаем оборудование, проводим новогоднюю кампанию, начинаем собирать наше богатство – кукол, декорации, костюмы – и готовимся к переезду, чтобы освободить здание для строителей.

– Когда именно это произойдет?

– Конкретного числа на сегодняшний день пока нет: федеральные деньги, которые должны прийти на капитальный ремонт, появятся только к концу текущего года. Дальше начнется процедура конкурса: пока мы можем лишь предполагать, какие подрядные организации смогут выполнить монтажно-строительные работы. Мы планируем освобождать здание в феврале-марте, чтобы сюда могли зайти строители.

А пока проходят организационные и финансовые процедуры, мы готовимся к работе в непростых условиях. Капитальный ремонт – процесс достаточно болезненный; к примеру, на этот период нам придется расстаться с частью обслуживающего персонала. У нас практически готов тот репертуар, с которым мы будем работать в условиях ремонта – и, увы, мы вынуждены отказаться от некоторых спектаклей.

Основной площадкой, на которой мы будем жить, пока в нашем здании идет ремонт, будет кинотеатр «Колизей». Но это не значит, что мы не будем заниматься выездной деятельностью. Наши спектакли будут идти на площадках наших коллег – на малой сцене Театра юного зрителя, в Театре балета «Щелкунчик», на сцене Камерного театра, в Центре культуры и искусств «Верх-Исетский» и Центре культуры «Урал». Также мы планируем показать несколько наших спектаклей в «Синара-Центре».

– Чем обусловлен такой выбор площадок?

– Мы исходим в первую очередь из технических возможностей: все-таки Театр кукол – очень своеобразный, специфический вид искусства. Наш легендарный «Дон Кихот», например, требует определенных условий, и его мы будем показывать на площадке Центра культуры «Урал». Большие спектакли, типа «Алисы», для которых нужны подъемные механизмы, смена сценических планов, мы перенесем на площадку Центра культуры «Верх-Исетский». Камерные и мобильные спектакли отправятся на остальные сцены.

Что касается «Колизея», то мы с конца лета изучаем технические возможности здания. Там мы хотим организовать два зала, большой и малый. Чтоб все успеть, 8 января, сразу после окончания новогодней кампании, будем демонтировать оборудование Mamin зала и устанавливать его на малой сцене в «Колизее». И постепенно начнем приспосабливать под свою работу большую сцену.

– Какие спектакли придется «законсервировать»?

– В первую очередь, те, в которых задействована «яма». Это «Маленькая Баба-Яга», «Серебряное копытце», «По щучьему велению», «Старая добрая сказка».

Но не стоит переживать. Сейчас в репертуаре театра 37 названий – это очень много, мы даже не успеваем показать их все в рамках одного театрального сезона. Мы, конечно, будем давать спектакли «Апельсиновые сказки», «Братья-лебеди», «Василиса Прекрасная». Но кроме разновозрастных детских спектаклей (а у нас есть постановки и 0+, и 3+, и 5-6+), у нас достаточно много постановок для молодежи и взрослых. Их потерять нельзя ни в коем случае. Мы и так постоянно боремся с превратным представлением о театре кукол как о театре только детском. Уже несколько десятилетий приучаем ходить к нам взрослого зрителя. Уже придумали, что попробуем адаптировать фойе «Колизея» так, чтобы показывать в нем спектакль «Ромео и Джульетта»  он пользуется очень большим спросом. И, конечно, хотим оставить в репертуаре спектакли «Бобок», «Дон Кихот» и «Чайка».

А у нашего проекта «Дефиле театральных костюмов», который заслуженно пользуется вниманием и любовью зрителя, начнется новая жизнь – он преобразится в проект с рабочим названием «Время Ч». Это время чемодана, время принятия серьезных решений, прощание с нашим зданием на довольно продолжительный период. Этим проектом мы закроемся здесь в середине февраля и откроемся им же на новой площадке. Перебросим тем самым мостик в «Колизей» и замкнем эти два пространства.

– Есть ли примерное представление о том, сколько будет длиться ремонт?

– Ориентировочно полтора года. Но пока строители не сказали нам более точных сроков, это лишь предположения, основанные на данных, которые мы предоставляли, разрабатывая план проекта. Наша задача, конечно, чтобы ремонт закончился как можно быстрее.

– К каким трудностям вы готовитесь?

Главные сложности – финансовые, которые ждут нас из-за потери ряда названий в репертуаре. Но у нас есть небольшой запас времени, чтобы к этому подготовиться, и уже составлен план работы в условиях временного дома и выездной деятельности. Плюс нам предстоит донести информацию о переменах до нашего зрителя, но тут на помощь придет интернет и новогодняя кампания – в ее рамках к нам приходит около трети годового потока посетителей.

– Не задумывались ли вы о каких-либо спецпроектах, которые могут возникнуть на новых площадках? Когда на ремонте был Театр юного зрителя, они придумали проект «Театр у школьной доски» – будет ли у вас нечто подобное?

Конечно, мы изучали опыт ТЮЗа. У них был «Театр у школьной доски», а мы придумали проект «Пилигрим-театр»: специально изготовили особую мобильную конструкцию (как мы называем ее между собой, «резиновую»: она может быть и большой, и маленькой), которая достаточно быстро монтируется на любой площадке. Такой перевозной театрик. У драматических театров в этом плане все проще: надел костюм, вышел на площадку – вот и сцена. А нам без определенных технических требований работать невозможно. В этой конструкции, на кочующей передвижной площадке, есть и свет, и звук, и одежда сцены. Маленький-маленький театрик. Мы можем быстро смонтировать его в школе, в клубе, еще на какой-то площадке. При всем этом нам важно сохранить наше качество: свет, звук, технические возможности, обстановку. Поэтому мы озаботились качеством продукта, который будем показывать нашим маленьким зрителям.

– На время ремонта приходится и X Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Удастся ли сохранить в походных условиях тот высокий уровень «Петрушки», к которому привыкли и участники, и зрители?

Мы долго между собой спорили, даже были идеи пропустить фестиваль в этом году: непонятно, в каких условиях его проводить, на каких площадках. Но в итоге все же решились, и у нас скоро состоится первый оргкомитет. Уже есть определенный набор театров, которые подали заявки. И мы поставили перед ними условие - привезти спектакли мобильные, камерные, созвучные нашему чемоданному настроению.

Также мы будем просить коллег из «Синара-Центра» позволить нам провести на их площадке открытие фестиваля – там комфортно, красиво, есть, что показать зарубежным гостям.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов