Поиск по сайту

14 Ноября 2019

Очарование сумасшествия

О спектакле «Вероятно, чаепитие состоится» театра Karlsson Haus


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

На этой неделе на гастроли в Екатеринбургский театр кукол вновь приехал уже полюбившийся уральскому зрителю Санкт-Петербургский театр Karlsson Haus. На сей раз вниманию публики были представлены постановки «Одиссей» и «Вероятно, чаепитие состоится».

О спектакле «Одиссей», который приехал в уральскую столицу во второй раз (первое знакомство состоялось в феврале 2019-го), а также о постановке «Пой, Юсси, пой!» мы уже писали. И, конечно, не могли пропустить новый подарок Екатеринбургу от Karlsson Haus – «Вероятно, чаепитие состоится» режиссера Алексея Шишова по мотивам произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

В 2012 году спектакль был отмечен Национальной театральной премией «Золотая Маска»  в номинациях «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника» и стал лауреатом в номинации «Лучший спектакль в театре кукол». Прошло семь лет, однако и сегодня мир спектакля полон жизненной энергии, потрясающей харизмы и странных чудес, которыми доверчиво восхищаются не только дети, но и взрослые.

Начинается спектакль в театральном буфете: там маленьких зрителей и их родителей встречает Мартовский Заяц. И сразу задает тон общения: обращаясь к малышам исключительно на «вы», вежливо интересуется их мнением по тому или иному вопросу – так профессор в аудитории обращается к самым умным и интересным студентам. «Скажите, пожалуйста, был ли кто-то из вас в королевском дворце? Вы были? А не расскажите ли вы нам, как подобает вести себя во дворце? Давайте все вместе поразмышляем…», – начинает беседу Мартовский Заяц. И так, за разговорами, уводит зрителей из знакомого буфета в Mamin зал, сцена которого превратилась в огромный стол…

Такой уважительный тон будет преобладать на протяжении всего спектакля, создавая утонченную атмосферу английского аристократического общества. И неважно, что главным гостям всего по 4-5 лет. Герои спектакля мягко, шутя, но четко обозначают правила поведения. Можно ли потрогать стол, такой причудливый и манящий? Можно, но только указательным пальчиком и только один раз. Что делать, если стало страшно? Закрыть глаза ладошками, но подглядывать в щелочки, иначе можно пропустить самое интересное. А что, если стало смешно, весело, задорно? Прикрыть рот ладошкой и тихонько хихикать! Малыши сначала активно помогают придумывать правила, затем не менее активно их соблюдают: нет-нет в разгар веселья можно услышать, как самая ответственная девочка строго шепчет соседу: «Тсс! Тише!»

А между тем, и пространство, и герои, и сюжет спектакля вызывают у маленьких зрителей бурю эмоций. На огромном столе, который одновременно – и пространство для чаепития, и копия Зазеркалья – разворачивается множество чудес: чашки управляют светом, туда-сюда бегает жестяное блюдо, а из чайника выглядывает крошечная Алиса. Жизнь, полная странностей, кипит сразу в двух пространствах. В живом плане существуют Мартовский Заяц (Денис Полевиков), Шляпник (Максим Максимов), Миссис Кап (Ольга Драгунова), Мышка Соня (Ксения Пономарева) – потрясающие по харизме персонажи, спаянные из истинно английских манер и причуд в духе мистера Бина. Перчаточные куклы исполняют роли Чеширского Кота, Шалтая-Болтая, Двухголового Шелкопряда, Мыши Сони (она появляется сначала в кукольном, потом в человеческом обличье) – и в богатстве мимики они не уступают, пожалуй, актерам живого плана. А порой и берут верх – столько в их облике сумасшедшего очарования.

Кукла – и сама Алиса. Но не перчаточная: ее крошечный тонкий силуэт, будто бы сам собой передвигающийся по пространству стола, – на грани между двумя мирами. И, пожалуй, ее персонаж (как и у Кэррола) – единственный, пытающийся хоть немного упорядочить творящийся вокруг абсурд, в то время как остальные персонажи давно смирились с происходящим, более того – наслаждаются творящимися одна за другой странностями.

Путь Алисы в спектакле (равно, как и в книгах Кэррола) сложен и запутан, будто путь фигуры по шахматной доске. Будто кто-то с совершенно неведомыми нам мотивами управляет Алисой-пешкой, преследуя какие-то неизвестные нам цели. И лишь с вопросом: «Кем становится пешка, когда она доходит до края доски?», зрители (и маленькие, и большие) вдруг понимают: так вот же! Оказывается, Алиса станет королевой! Только вот награда в конце пути может быть вовсе не желанной: сидеть на бархатном троне, конечно, приятно, но ведь рано или поздно придется кого-нибудь казнить…

Однако между книгами Кэррола и спектаклем Алексея Шишова есть существенная разница. Путешествие по абсурдному миру, так напоминающее не то сон, не то игру детского воображения, в спектакле «Вероятно, чаепитие состоится» пропитано теплом. Нет ощущения острого одиночества Алисы – единственного ребенка в этом странном взрослом мире, ни один из героев не кажется угрожающим или опасным (даже Черная королева, которая в этой версии – лишь одна из двух сторон бумажной куклы ростом немного выше самой Алисы). Создатели спектакля не хотят, чтобы дети чувствовали себя маленькими и потерянными – они показывают, как интересна и увлекательна может быть жизнь, если уметь смотреть на нее под совершенно непривычным углом. А для пущей уверенности всегда можно съесть конфету роста – и почувствовать себя необыкновенно значительным. Без всякого трона.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов