Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

28 Ноября 2019

Риск, метаморфозы, страсть

О встрече с французскими хореографами на фестивале «На грани»


Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Организаторы «На грани» часто говорят, что этот фестиваль всегда был «с французским акцентом». Не стал исключением и нынешний год. В программу вошли три спектакля французских хореографов: «Арена», «Дикие маки» и «Шопен. Carteblanche». С авторами двух из них – Дени Плассаром и Клодом Брюмашоном – состоялась встреча, которая преобразилась в словесный баттл двух хореографов. Разговор модерировала арт-директор фестиваля Лариса Барыкина.

Дени Плассара арт-директор фестиваля Лариса Барыкина представила как «человека-оркестр»: помимо хореографии он занимается также куклами и фотографией. Для давних поклонников «На грани» его имя уже знакомо: два года назад Плассар привозил на фестиваль работу «Альбертина, Гектор и Шарль» (компания «Propos», Франция). На сей же раз он представил на суд зрителей постановку «Арена» камерного балета «Пантера» из Казани – работу, дважды номинированную на «Золотую Маску – 2020». Представляем самые яркие цитаты автора о работе над спектаклем.

«Это был мой первый опыт работы с труппой камерного балета «Пантера». У нас было всего 12 дней на постановку, мне удалось дважды приехать, чтобы поработать на площадке. Обычно у меня есть три месяца на то, чтобы поставить спектакль – этого хватает, чтобы познакомиться с исполнителями, что-то попробовать, от чего-то отказаться. Здесь же был риск, вызов: нужно было взять самое основное, не делать ничего лишнего с еще практически незнакомыми исполнителями. В этом проекте ничего не делалось вхолостую».

«Спектакль «Арена» – результат моего знакомства с исполнителями и нашей с ними совместной работы. Изначально работа строилась вокруг дуэтов, затем появилось взаимодействие дуэтов с группой. Именно поэтому спектакль называется «Арена» – он действительно порой приобретает черты хип-хоп баттла, сражения, когда вокруг толпа, а внутри круга взаимодействуют двое».

«Я приехал с определенным замыслом, с четкой идеей и концепцией, но без готовой хореографии. Это не тот случай, когда хореограф привозит готовое произведение и просто переносит его на других исполнителей. Я не придумывал заранее ни одного па – все создавалось на месте, и в этом огромная заслуга самих танцовщиков. К примеру, вся хореография дуэтов была предложена ими. Они постоянно участвовали в процессе создания спектакля, даже в том, что касалось костюмов: мы могли пойти в H&M или что-то сшить по ходу. Финал – чисто моя хореография, но, когда зритель видит спектакль, он никогда не поймет, что придумал я, а что – танцовщики. Он увидит совместное творчество, и это для меня очень ценно».

«В хореографии мне хотелось сохранить естественность, физиологичность простых людей, а не продемонстрировать возможности танцовщиков. Должно возникать ощущение, что герои просто столкнулись на улице, и между ними возник разговор, но в танце. Это очень прописанная хореография, но в ней сохранена простота и естественность».

«Я приехал в Россию с двумя вариантами музыки для спектакля. Одна была электронная, современного французского исполнителя, которого я хорошо знаю. Вторая – Жана-Батиста Барьера, композитора эпохи Барокко. Мы начали репетировать с электронной музыкой, потому что нам хотелось чего-то урбанистического, брутального, музыки с улицы, близкой простым людям. Но хореография с музыкой оказались настолько созвучны друг другу, что у нас было ощущение черной кошки в черной комнате. А когда попробовали барочную музыку, на ее фоне хореография заиграла, обрела объем. Так выбор был сделан в пользу Барьера».

«Танцовщики «Пантеры» меня очень удивили – тем, как легко и быстро они вошли в предлагаемые обстоятельства, как смогли погрузиться в условия, которые им практически неизвестны, в мою традицию, понять и прочувствовать идею. Для меня это было приятным сюрпризом. Но еще больший сюрприз меня ждал, когда я увидел их в совершенно другом балете. Оказалось, танцовщики «Пантеры» могут кардинально преображаться в зависимости от спектакля, который танцуют в данный момент. Для меня такие метаморфозы – удивительная, практически невиданная способность русских танцовщиков».

Спектакль «Дикие маки» в театре «Балет Евгения Панфилова» поставил Клод Брюмашон. Это имя – из числа легендарных хореографов новой французской волны. По первоначальному образованию Клод – художник. Как пояснила Лариса Барыкина, в 80-е – 90-е годы во Франции в профессию хореографа приходило немало людей из других областей, обогащая ее – так случился невероятный взрыв, возникло множество хореографических центров, и контемпорари данс во Франции стал главным пластическим искусством, сильно потеснившим классический балет.

Приводим цитаты Клода Брюмашона из рассказа о балете «Дикие маки» и его переносе на труппу «Балета Евгения Панфилова».

«Как только я получил интригующее приглашение поработать с «Балетом Евгения Панфилова», я стал думать о славянской, русской душе. Для меня это нечто, что идет изнутри, из земли, из почвы, что-то такое густое и тяжелое. Я стал думать о чувстве, которое идет из этого нутра, потому что создание спектакля для меня всегда идет от чувства. И понял, что «Дикие маки» – тот материал, который мог бы лечь на эту почву, и эта почва могла бы его впитать».

Фото из группы Театра «Балет Евгения Панфилова» ВКонтакте

«Дикие маки» – история о великих романтиках, великих романах, о невозможной любви, которая происходила в ту или иную эпоху. У каждого хореографа есть своя мания, лично я больше всего одержим идеей сознательного и подсознательного, психоанализом. Поэтому для меня самое важное – то, что идет изнутри от человека, переживающего глубокую личную историю».

«Дикие маки» – история о невозможной любви, которая должна была пойти дальше, чем любовь, преодолеть время, расстояния, события, условия. Этот спектакль я в 2011 году поставил для труппы, с которой работал в хореографическом центре в Нанте. В 2007 или 2008 году мы привозили его в Россию, но тогда его видели совсем немногие. Когда я встретил танцовщиков «Балета Панфилова», между нами возникла какая-то связь, понимание, импульс, который обещал, что все получится. Удивительно, что, когда я переносил этот балет на труппу Панфилова, я заметил некоторое сходство между ними и танцовщиками из Нанта. Я давно вижу такие случайности в нашей сфере: среди исполнителей встречаются родственные души. Это был знак».

Фото из группы Театра «Балет Евгения Панфилова» ВКонтакте

«Хореография в этом спектакле прописана очень строго, от и до. И танцовщики «Балета Панфилова» взяли ее досконально, буквально. Для меня это был очень интересный опыт. Дело в том, что эти движения необработанные, грубые. Почему «Дикие маки»? Потому что это нечто первобытное, дикое, то, что идет без мысли, социальной интерпретации. Мне было очень интересно, как отзовутся тела танцовщиков на совершенно незнакомую хореографию, как оно ее примет и как эта хореография изменит их пластику».

«В этой хореографии есть невероятно сложные вещи, которые нужно просто брать, принимать, как они есть. Это первичная материя танца, нечто брутальное, дикое, не поддающееся логике. Однажды я буду жестоко наказан за такую сложность материала: многие вещи в нем нужно схватить точным, четким движением – и суметь повторить».

Фото из группы Театра «Балет Евгения Панфилова» ВКонтакте

«Я долго думал о том, как бы сделать что-то на музыку Бетховена, его Пятую симфонию. Это композитор, который интересует меня своим безумием: он идет до последнего, до самой крайней черты, до конца. Его характер очень хорошо наложился именно на историю о великих романтиках».

«Страсть художника – самое важное для меня, это то, от чего я отталкиваюсь. Для меня большим счастьем было показать на сцене историю этих людей, потому что я сам – бесконечный романтик».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов