Поиск по сайту

02 Декабря 2019

Эксперимент с прошлым и будущим

О премьере «Петя и волк» в Театре балета «Щелкунчик»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

1 декабря Муниципальный театр балета «Щелкунчик» представил премьеру – несказочный балет для детей от семи лет и их родителей «Петя и волк». Хореограф-постановщик Пётр Базарон и его творческая команда взяли за основу симфоническую сказку Сергея Прокофьева и сделали на ее основе эксперимент, который посвятили всем дедушкам на свете.

Накануне премьеры состоялся прогон для родителей артистов, друзей театра и всех тех, кому театр решился впервые показать свою новую работу. Перед началом к зрителям вышли директор «Щелкунчика» Елена Давыдова и главный балетмейстер, хореограф-постановщик спектакля «Петя и волк» Пётр Базарон. Они признались, что спектакль – эксперимент прежде всего для самого театра: это поиск дальнейшего пути, новых сюжетов и тем для разговора с подрастающим поколением.

Непростую тему взаимоотношений дедов и внуков команда авторов спектакля решила раскрыть на всех уровнях. В музыкальном плане сочинение Сергея Прокофьева, написанное в 1936 году, осмысляется современным композитором Евгением Меньшиковым. Отсутствие декораций восполняет лаконичная бутафория (бревна для рубки дров справа и гладкий белый постамент слева) и видеоряд: на экране космическое пространство сменяется рисунком семьи, а затем черно-белыми кадрами хроники, игровой разноцветный шрифт названия спектакля – строгим черно-белым, советским начертанием важного для авторов постановки завета: «Силен не тот, кто бьет, а тот, кто выдержит удар». Костюмы также сочетают в себе элементы прошлого и современного: зритель видит, с одной стороны, красные пионерские галстуки, старое дедушкино пальто, галифе милиционеров, с другой – костюмы пионеров в духе творений Казимира Малевича, стильные черные пиджаки и брюки волков.

Не менее ярко тема дедов и внуков выражена и в самом танце. Хореографы Пётр Базарон и Антон Шмаков попробовали соединить в одном тексте лексику классического балета и контемпорари. Но не просто разделили персонажей на «классических» и «современных»: черты обоих видов танца во всех партиях сплетены настолько плотно, что порой сложно уловить, какое движение к какому направлению принадлежит. Танец будто бы сокращает расстоянием между поколением дедов и внуков – то расстояние, которое очень точно обозначил кадр видеоряда в начале спектакля: слева – дед, справа – внук, между ними – родители, но если убрать последних из этой последовательности, то образуется зияющая дыра, преодолеть которую не всегда просто.

Сложно сказать, достаточно ли глубоко удалось авторам спектакля раскрыть эту тему. У Прокофьева сюжет сказки достаточно прост: мальчик Петя уверен, что без труда справится с любой бедой, и доказывает это, в одиночку справляясь с волком – несмотря на предостережения деда. Пётр Базарон смещает действие сказки в послевоенное время, создавая тем самым пропасть между поколениями: дед помнит ужасы фронта, внук же представляет, что такое война, лишь по рассказам деда. Главные герои по-разному понимают, что такое зло (в спектакле Петра Базарона вместо абстрактного хищного зверя выступают обаятельные, элегантные волчицы в устрашающих масках), и лишь встреча с ним лицом к лицу позволяет Пете понять, о чем говорил дедушка, советуя «силен не тот, кто бьет, а тот, кто выдержит удар».

Трогательные, искренние отношения деда и внука тонко и трепетно показаны в первом дуэте: мальчик примеряет старое дедово пальто, будто пытаясь представить и себя – героем, военным, дедушка же заботливо, настойчиво отбирает вещь, которая хранит память о трудном и страшном времени. Необычное партнерство старшего и младшего исполнителей – пожалуй, самый интересный и вместе с тем проникновенный момент спектакля: в нем проявляется и техника, и замысел, и педагогическая задача. Первый дуэт образует интересную связку с финалом: на экране появляется видео, в котором дедушки артистов рассказывают о своих внуках – вспоминают, как те родились, говорят о хороших и не очень чертах характера. Рассказы разные, но кажется, будто голоса дедушек сливаются в один – будто у всех нас есть один общий дедушка, любовь которого согревает и оберегает нас независимо от расстояния.

Не стоит забывать о том, что «Щелкунчик» не только репертуарный театр, это в первую очередь школа танца, воспитавшая не одно поколение талантливых артистов. Сегодня этой школе нужно меняться, успевая за стремительным развитием тенденций современного танцевального театра. Понимая это, Пётр Базарон не боится пробовать, смешивать, ставить перед собой и танцовщиками новые задачи, но главное – он безусловно верит в своих воспитанников. И они оправдывают его доверие: самые юные танцовщики одновременно с хореографией осваивают и драматическое искусство, старшие (некоторые из исполнителей – вчерашние выпускники, не пожелавшие покинуть стены «Щелкунчика») подают прекрасный пример: Никита Гордеев – замечательный сценический партнер, Сабина Алиева, исполнившая главную роль в балете «Щелкунчик», в новом спектакле не менее ответственно отнеслась к второстепенной роли одной из волчиц.

«Петя и волк» – история личная, важная для Петра Базарона. И пусть по глубине раскрытия темы спектакль, увы, проигрывает предыдущим работам хореографа – «Снежной королеве», «Жар-Птице», «Щелкунчику», это, безусловно, спектакль, нужный и ему, и всему театру. Нужный, чтобы осмыслить прошлое, осознать себя в настоящем и устремиться дальше – в будущее, в космос, к звездам.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Тахир / 02 Декабря 2019 в 20:20

Присоединяюсь к сказанному выше!
Всем советую посмотреть этот спектакль! Надеюсь он не оставит вас равнодушными,разбудит ваши Воспоминания...

Тахир / 03 Декабря 2019 в 00:32

Спектакль вызывает у меня воспитания….
Браво Петру Базарону и артистам театра "Щщелкунчик"!!!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов