Поиск по сайту

10 Декабря 2019

Окей, Гоголь: для кого спектакли в ТЮЗе?

… и почему этот театр важен городу?


Мне нравится!

«Какими качествами должен обладать культурный человек?», «Для кого спектакли в ТЮЗе?», «В чем величие Курентзиса?» Запросы, с которыми читатели выходят на наш сайт из поисковых систем, порой заставляют задуматься и нас самих. На самые интересные из них мы решили давать более развернутые ответы в нашей новой рубрике «Окей, Гоголь» На этот раз мы объединяем в тексте ответы на два запроса, касающиеся Екатеринбургского театра юного зрителя: «Для кого спектакли в ТЮЗе» и «Почему ТЮЗ важен для Екатеринбурга?»

Связь между ответами на эти вопросы гораздо более крепкая, чем может показаться на первый взгляд. Не верите? Давайте вспомним историю ТЮЗовского движения. В 40-е годы XX века в городах СССР массово начинают создавать драматические театры, целевая аудитория которых – дети и юношество. Что это значит? Что специально для детского восприятия создается репертуар, разрабатываются режиссерские решения и способы существования артистов на сцене. Быть может, вы слышали ругательный термин «тюзятина», что значит сыграть «сказочку» на уровне сюжета, не считая ребенка серьезным зрителем и собеседником? Это явление возникло в связи с жестким регламентированием всего театрального процесса в СССР, в том числе и ТЮЗовского движения: театрам жестко диктовали, что и на какие темы ставить, тексты нещадно литовались, контроль осуществляли художественные советы.

Однако, по словам заведующей литературной частью Екатеринбургского театра юного зрителя Натальи Киселевой, в застойное для страны время именно в ТЮЗах, на которые часто закрывали глаза, режиссеры могли реализовываться, пробовать что-то новое, ставить детские спектакли «не по-детски». К примеру, в 50-е годы Владимир Мотыль (с 1955 года – главный режиссер Свердловского ТЮЗа) впервые на Урале поставил драматургию Виктора Розова; в 1970-е годы Кама Гинкас поставил в Красноярском ТЮЗе несколько «недетских» спектаклей, в том числе «451 градус по Фаренгейту» по Рэю Брэдбери.

«Я никогда не работал в детском театре. Я ставил «Золотого петушка» Пушкина, но Пушкин писал не для детей. Андерсен писал не для детей. Сказка – один из видов романтической литературы. Гофман писал сказки не для детей. Это способ иначе подойти к жизни и иначе про нее рассказать. Брэдбери писал фантастику? Нет, он на фантастических сюжетах писал философские поэмы про жизнь. ТЮЗ не есть театр для детей. Это театр для людей. В том числе для маленьких. Театр должен ставить спектакли для детей. Но он не должен быть детским», – эта цитата Камы Мироновича, прозвучавшая на встрече с ним в рамках Всероссийского театрального форума «Российский театр XXI век. Новый взгляд», выражает не только его позицию по отношению к спектаклям для детей, но и стремление лучших ТЮЗов 70-80-х годов создавать действительно качественные спектакли и для детей, и для взрослых.

При чем же здесь наш ТЮЗ? Дело в том, что Свердловский театр юного зрителя как раз-таки был одним из лидеров этого стремления. Легендарная история нашего театра началась в 60-70-е годы благодаря молодому режиссеру Юрию Жигульскому: его спектакли «Нахаленок», «Сказка о царе Салтане», «Золотой ключик» любили и взрослые, и дети. Уже тогда невозможно было сказать, что ТЮЗ – исключительно «детский» театр. И со временем позиции «взрослого» ТЮЗа только укреплялись: в 80-90-е годы здесь ставили интереснейшие режиссеры Владимир Рубанов, Дмитрий Астрахан, Анатолий Праудин, Георгий Цхивара и другие.

«"Спектакли для детей должны быть такие же как для взрослых, только лучше". Эти слова Константина Станиславского были девизом для тюзов в советское время, –комментирует кандидат искусствоведения, театровед Наталия Щербакова. – ТЮЗ как институция был создан и во многом остался принадлежностью советского общественного строя. Сегодня в спектаклях для юного зрителя предполагается возрастной ценз, диктующий условия художникам, ограничивающий их творческую свободу. Если говорить о восстановлении цензуры, то тюзов это касается в первую очередь. Мы уже проходили этап раскрепощения театров юного зрителя, когда собственно детский репертуар сходил на нет. Сейчас маятник качнулся в обратном направлении: репертуар переориентирован на детскую аудиторию, спектаклей для взрослого зрителя все меньше. И в этом есть опасность: погрузившись в рутину "театра детской радости", ТЮЗ рискует утратить художественное достоинство».

Итак, вот уже несколько десятилетий на вопрос: «Для кого спектакли в ТЮЗе» можно смело ответить, что здесь можно найти постановку для человека любого возраста – стереотип «детский театр» остался в далеком прошлом. Недаром девиз театра – «С детства и на всю жизнь!». Он подчеркивает, что зритель, приходя сюда на новогоднюю сказку в четыре-пять лет, в шесть начнет смотреть «Сказки голубой феи» или «Кота в сапогах»; к семи годам зритель «дорастет» до «Принца из замка Депо», а к восьми – до «Незнайки на Луне». В 10 лет он посмотрит и сказочную «Золушку», и уже совсем не сказочную «Маленькую принцессу», в 12 будет сочувствовать Вирджинии из «Кентервильского привидения», а в 14 – обнаружит, что ему интересны театральные размышления по мотивам текстов Достоевского, Пушкина, Вампилова… И вот вчерашний ребенок уже дорос до взрослого репертуара и с удивлением смотрит на родителей, которые до сих пор не сходили на «Без вины виноватые», «Вишневый сад» или «Землю Эльзы». И очень важно, чтобы, вырастая, ребенок не переставал находить в любимом театре то, что его волнует, трогает, заставляет задуматься или отвечает на наболевшие вопросы.

Отсюда вытекает и ответ на второй вопрос – зачем Екатеринбургу Театр юного зрителя. Он нужен горожанам для того, чтобы у человека с крошечного до взрослого осознанного возраста было место, где ему всегда рады и где его всегда ждут. Где для него придумывают добрые сказки (они часто нужны не только детям, но и взрослым); где печальную историю Русалочки расскажут так, что ребенок будет ахать от восторга, а взрослый – улыбаться сквозь слезы; где ему честно постараются ответить на любые вопросы; где его потихоньку научат ценить прекрасное, спорить – с самим собой, соседом по зрительному залу, режиссером или автором – и думать.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов