Поиск по сайту

10 Декабря 2019

Газетные хроники: театральные гастроли в Свердловске

Фото из архивов Лидии Худяковой


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Год театра в России подходит к концу. Он дал повод труппам разных городов начать активнее заявлять о себе, больше гастролировать и ставить новые спектакли. Екатеринбург в 2019 году посетили многие столичные театры (от Гоголь-Центра до Театра Наций), прошли громкие фестивали «Реальный театр», «На грани», Театральный фестиваль имени Антона Чехова. Все ближе подходя к черте, за которой начнется новый год и появится новая масштабная тема для размышлений, мы хотим оглянуться назад, на театральную жизнь города прошлых лет. Помогут нам в этом архивы почетного гражданина Екатеринбурга Лидии Худяковой, в которых сохранилось множество хороших фотографий Свердловска 70-х годов и его театральных гостей.

Лидия Худякова собрала редкие фотографии с гастролей московских и ленинградских театров в Свердловске, а после передала их на хранение в Отдел по делам архивов Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. О том, как в нашем городе гостили Ленинградский Большой драматический театр имени Максима Горького (в 1973 году) и Московский театр «Современник» (в 1976 году), мы подробнее узнали из подшивок «Вечернего Свердловска» тех лет.

«Ханума», заводы и талант Товстоногова

Заведующая отделом культуры Свердловского обкома КПСС Лидия Худякова и труппа Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького: Георгий Товстоногов, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Евгений Лебедев, Людмила Макарова, Нина Ольхина, Эмилия Попова, Всеволод Кузнецов и другие. Фото с автографами артистов. На фоне фонтана «Каменный цветок». Свердловск, 1973 год.

5 июля 1973 года на Свердловский вокзал приехал поезд с артистами Ленинградского Большого драматического театра имени Максима Горького. В прошлый раз труппа посещала столицу Урала 15 лет назад, оттого встречали ее особенно пышно и торжественно. Обязательным атрибутом встреч важных персон тех лет была трибуна, за которую вставал заведующий отделом пропаганды и агитации горкома КПСС и начинал митинг с приветствием и благодарностями с обеих сторон. В тот день в «Вечорке» жителям Свердловска пообещали, что «встречи с мастерами сцены пройдут не только в зрительных залах, но и в красных уголках предприятий, в рабочих общежитиях».

Обещание сдержали, и 11 июля артисты посетили кузнечно-прессовой цех Уралмашзавода, где дали небольшой концерт во время обеденного перерыва. Так, рабочим показали эпизод из спектакля «Поднятая целина» по роману Михаила Шолохова, Георгий Штиль и Борис Лескин прочли рассказ Шукшина «Ваня, а ты как здесь?», а Николай Трофимов — «Аристократку» Михаила Зощенко. Артистам подарили памятные значки «40 лет УЗТМ» и сувенир «Свердловск».

Артисты Ленинградского Большого драматического театра имени Максима Горького: Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, — и Лидия Худякова. На заднем фоне — здание Почтамта. Свердловск, 1973 год.

Начались гастроли с «Мещан» по пьесе Максима Горького в постановке лауреата Ленинской и Государственной премий, главного режиссера БДТ Георгия Товстоногого. К тому времени «Мещане» уже получили Государственную премию и первое место на фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения писателя. В афишу еще вошли постановки «Цена» по пьесе Артура Миллера, «…Правда! Ничего, кроме правды!» Даниила Аля, «Ханума» Авксентия Цагарели и другие.

На сохранившихся фотографиях видно, как Лидия Худякова, на тот момент заведующая Свердловским областным отделом культуры, беседует с Георгием Товстоноговым. На других – труппа театра прогуливается по Площади труда и дружно позирует у фонтана «Каменный цветок». Главный режиссер  в самом центре снимка, Лидия Александровна встала во втором ряду с правой стороны. Все одеты в утепленные платья и пиджаки: судя по всему, уральский июль не радовал жарой и в 1973 году.

Гастроли длились почти месяц: с 5 по 28 июля. За это время журналисты «Вечернего Свердловска» успели пообщаться почти со всей труппой. Молодой режиссер Юрий Аксенов, правая рука Товстоногова, рассказал, что уже был на Урале. Во время Великой Отечественной войны его вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Шадринск. Он планировал посетить этот город в один из выходных дней.

Главный режиссер Ленинградского Большого драматического театра имени Максима Горького Георгий Товстоногов и заведующая отделом культуры Свердловского обкома КПСС Лидия Худякова. Официальный прием. Свердловск, 11 июля 1973 года.

В интервью от 16 июля Георгий Товстоногов поделился своими размышлениями о зрителях, которых он разделил на случайных и подготовленных, об отсутствии в то время качественной драматургии. В Свердловске режиссер был в первый раз, потому спросили его и о впечатлениях от города. «Я ожидал увидеть город более масштабным, самобытным. Надеюсь, что с годами он изменится в эту сторону. Зритель непосредственнее, чем в Ленинграде. Там он избалован, ждет, чтобы его «удивляли». Здесь зритель внутренне активный, живой, любящий театр — и это очень хорошо», — сказал режиссер.

К концу гастролей желающих купить билеты на спектакли Большого драматического театра становилось все больше, а в «Вечорке» писали: «Давно уже Свердловск не видел такого театрального паломничества». У журналистов того времени было принято не только писать о том, как встретили артистов или публиковать рецензии на отдельные спектакли, но и подводить итоги гастролей.

Артист Большого драматического театра имени Максима Горького Евгений Лебедев в спектакле «История лошади».

В 1973 году за это дело взялись директор Свердловского государственного театра юного зрителя имени Ленинского комсомола Ирина Петрова и кандидат философских наук Любовь Чурина. Они проанализировали художественный стиль БДТ и отметили, что театру Товстоногова удается завоевать даже самого предвзятого зрителя. По мнению экспертов, он создает спектакли не только зрелищные, но и эмоционально наполненные. «Театр избегает прямолинейной иллюстративности в трактовке жизни, человеческих характеров, их взаимоотношений… Во всем, что делают ленинградцы, чувствуется желание «смутить» душу зрителя острой мыслью, чтобы за видимостью явлений она искала философский смысл… Театр не рассчитывает на ленивого зрителя. Но, как свидетельствует паломничество зрителей на все спектакли БДТ, в свердловском зрителе нашел точного адресата», — писали Ирина Петрова и Любовь Чурина.

Завершились гастроли общественным обсуждением спектакля Георгия Товстоногова «Ханума», который после приобретения известности у зрителя театрального перекочевал на экраны телевизоров. Телеверсию спектакля записали в 1978 году.

Заводская плитка вместо сцены и признания в любви «Современнику»

Артисты труппы Московского театра «Современник»: Галина Волчек, Олег Табаков, — и Лидия Худякова с рабочими завода «Уралмаш». 1976 год.

В начале июля 1976 года Свердловск и Нижний Тагил посетил Московский театр «Современник». И снова — фото на фоне «Каменного цветка» и такая же прохладная погода. Сохранилась и традиция выезда театра на завод «Уралмаш», где актеров встретили хлебом-солью, для них провели экскурсию по заводскому музею. Среди гостей были Олег Табаков, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Наталья Каташёва, Олег Кваша, Марина Неёлова, Анастасия Вертинская, Константин Райкин и другие.  Артисты выступили для двух цехов, в которых вместо сцены постелили разметочную плиту.

В «Вечорке» от 28 июля тогда опубликовали слова художественного руководителя Московского театра «Современник» Галины Волчек. «Я очень рада, что коллектив театра встретился с тружениками УЗТМ прямо на рабочем месте. Для нас навсегда эта встреча останется символом связи с рабочим классом Урала, лучшими представителями которого и являются уралмашевцы», — произнесла она в конце встречи.

Труппа Московского театра «Современник» после приема в Свердловском обкоме КПСС. В центре – первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Николаевич Ельцин и заведующая отделом культуры Свердловского обкома КПСС Лидия Худякова на фоне здания Дома Севастьянова. Артисты: Олег Табаков, Галина Волчек, Нина Дорошина, Петр Щербаков, Игорь Кваша, Константин Райкин, Марина Неёлова, Валентин Гафт, Людмила Иванова, Александр Вокач, Лилия Толмачёва и др. 1976 год.

Сенсацией гастролей «Современника» стал спектакль «На дне» в постановке Галины Волчек, заглавные роли в нем исполнили Валентин Гафт, Игорь Кваша, Андрей Мягков и Валентин Никулин. Их актерские работы подробно описал в своей рецензии «Четыре характера» для «Вечернего Свердловска» драматург и журналист Эдуард Вериго. Он сравнил Сатина — Станиславского, Луку — Москвина, Барона — Качалова, Актера — Громова (исполнителей первой постановки «На дне» 1902 года) с актерскими работами «Современника», сказав, что вторым удалось найти свое видение этих ролей.

Вновь у журналистов был целый месяц на общение с гастролерами. В «Вечорке» опубликовали три интервью: с Олегом Табаковым, Анастасией Вертинской и Валентином Гафтом. Во всех неизменно повторялся вопрос о выборе между театром и кино, и неизменно актеры отвечали, что сцена им ближе, чем кинопавильон.

Лидия Худякова и Олег Табаков в Нижнем Тагиле. 1976 год 

Анастасия Вертинская призналась: «В «Современнике» я избалована хорошими ролями в пьесах Шекспира, Чехова, Рощина, Вампилова. А киносценарии раскроешь — порой какие-то прохладные героини, что-то немножко думают, кого-то чуточку любят — бледные фигуры без личной биографии». Валентин Гафт признался в том, что именно театр научил его понимать суть актерской профессии. «Практически свободного времени нет. Каждый час я отдаю театру, искусству. Вот скоро отпуск — нужно прочесть, что не успел во время работы. Займусь спортом, надо подготовить себя к новому театральному сезону», — рассказал он.

Труппа Московского театра «Современник»: Нина Дорошина, Петр Щербаков, Олег Кваша, Константин Райкин. 1976 год.

Олег Табаков поделился мечтой о создании собственного студийного театра. Сейчас мы знаем, что она сбылась, и в Москве существует Театр Олега Табакова, включающий в себя и театральную школу.

Помимо спектаклей, «Современник» давал концерты-встречи с самыми популярными артистами. Так, 24 июля в Доме культуры имени Дзержинского прошла встреча с Мариной Неёловой, во время которой показывали фрагменты фильмов с ее участием.

Галина Волчек и Олег Табаков в Нижнетагильском краеведческом музее. 1976 год.

В следующем нашем материале мы расскажем о 1977 году. Тогда в Советском Союзе масштабно отметили Международный день театра под девизом подготовки к 60-летию Октябрьской революции. В этот год Свердловск посетили Государственный академический Большой театр СССР, Московский театр имени Евгения Вахтангова и Московский художественный Академический театр СССР имени Максима Горького. Документальные фотографии об этих событиях сохранились в архиве Лидии Худяковой, а за дополнительными фактами мы, как всегда, отправимся в Библиотеку имени В.Г. Белинского.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Светлана / 10 Декабря 2019 в 20:53

Действительно класс!!!!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов