Поиск по сайту

17 Декабря 2019

Убийство в Алапаевске: спектакль-хроника

В ЕГТИ прошел показ спектакля «Восемь»


Мне нравится!

Одной из ярких премьер этого года на театральной сцене Екатеринбурга стала постановка «Восемь» от студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Мы побывали на показе и рассказываем, чем эта постановка интересна.

Спектакль «Восемь» поставлен по одноименной пьесе Владимира Зуева – уральского драматурга, ученика Николая Коляды. Режиссером спектакля выступил Андрей Русинов, доцент кафедры мастерства актера ЕГТИ, актерский состав – воспитанники его мастерской, студенты III курса ЕГТИ. Впервые постановка была показана этим летом на фестивале «Царские дни» в Музее памяти представителей Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске». В этом самом здании содержались члены царской семьи, которые были убиты в ночь на 18 июля 1918 года. Осенью «Восемь» поучаствовал в программе Международного фестиваля «Коляда-Plays», где стал лауреатом в номинациях «Лучший актерский ансамбль» и «Открытие».

Жанр спектакля обозначен как «урок истории в двух частях». В полном соответствии с этим на сцене мы видим классную доску, на которой те или иные персонажи постановки периодически начинают мелом конспектировать те или иные сведения. Остальное сценическое убранство – дощатые стены, узкие скамейки – тесные интерьеры алапаевской школы, ставшей последним пристанищем для матушки Елизаветы Федоровны и Великих Князей Романовых. О каждом из них артисты рассказывают в самом начале спектакля: выходят к доске и проговаривают биографии в форме краткого доклада. Затем начинается само действие: хроника реального и метафизического противостояния между Романовыми и большевиками.

Члены царской семьи в этом спектакле – отстраненные, нездешние, инопланетно далекие к окружающей их суете. Одетые полностью в черное, с прямой осанкой, они пьют чай и любезно, хоть и с неприкрытой издевкой, приглашают к столу своих тюремщиков, ведут философские беседы, переговариваются друг с другом на французском языке, сохраняют единение и какое-то монументальное внутреннее спокойствие даже перед лицом неминуемой гибели.

Красноармейцы, напротив, диковаты: они пьянствуют, плюются, ругаются друг с другом, дерутся. Их начальник, зловещий военный комиссар Ефим Соловьев, чувствует себя чуть ли не ветхозаветным богом, который мстит Романовым за несправедливость, однако за его внешней уверенностью в своих действиях – поселившийся глубоко в душе ужас. Самый же яркий герой спектакля – молодой большевик Василий. Сперва он хорохорится, болтает о том, как пристрелил бы всех князей, но со временем начинает сомневаться, проникается к Романовым симпатией и жалеет о своих словах.

Действие разворачивается между явью в тесных стенах школы и сном. К Василию в ночных грезах приходит ангел мщения и заставляет отвечать за свои слова, а Романовы наперебой пересказывают друг другу свои сновидения, в которых история идет по совсем другому пути, чем в действительности. Реальный же финал заранее известен, и в конце мы видим членов царской семьи в белых одеяниях и с черными повязками на лицах – такова в спектакле сцена казни. Откуда-то из-за кулис звучит песня, но она тонет в криках, выстрелах и взрывах. Так оканчивается спектакль, но не сама история: через два месяца после расстрела Алапаевск заняла армия адмирала Колчака, в шахте были обнаружены тела, восемь гробов были отправлены сначала в Читу, а потом в Пекин, где были встречены крестным ходом и перенесены в церковь Серафима Саровского. Впоследствии останки Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары были вывезены в Иерусалим.

Непросто поверить в то, что все два часа перед тобой на сцене – всего лишь третьекурсники. Данил Федулов, актер 1996 года рождения, совсем еще молодой человек, настолько органично перевоплотился в матерого комиссара Соловьева, что на фестивале «Коляда-Plays» его персонально отметили дипломом «Открытие». Остальные нисколько не уступают ему по степени проникновения в историческую фактуру. Видно, что за спектаклем стоит большая работа с историческими источниками: студенты глубоко погрузились в быт, подробно изучили манеру говорить, пластику и мимику тех лет.

Убийство Романовых в Алапаевске – не самая известная, но важная страница отечественной истории. Андрей Русинов и воспитанники его творческой мастерской отряхнули с нее пыль и представили на суд зрителей: спектакль «Восемь» наверняка ждет долгая сценическая жизнь, ведь повествует он о слишком глобальных и актуальных темах, чтобы от них отмахнуться – о вере, о революции, о беззаконии, о правде, которая у каждого своя.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов