Поиск по сайту

19 Декабря 2019

Газетные хроники: театральные гастроли в Свердловске. Часть 2

Фото из архивов Лидии Худяковой


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Недавно мы узнали, что в архивах Управления культуры Администрации города Екатеринбурга сохранились уникальные фотографии почетного гражданина Екатеринбурга Лидии Худяковой. На них — именитые гастролеры, которые посещали Свердловск в 70-е годы. В честь окончания Года театра в России «Культура Екатеринбурга» решила опубликовать фотокарточки, а заодно просмотреть архивы «Вечернего Свердловска» тех лет, чтобы побольше рассказать читателям о прошедших событиях.

В предыдущем материале мы рассказывали, как в нашем городе гостили Ленинградский Большой драматический театр имени Максима Горького (в 1973 году) и Московский театр «Современник» (в 1976 году). Сейчас мы поведаем о том, как на Урал впервые приехал Государственный академический Большой театр СССР.

Свердловская «Иоланта» и Международный день театра в СССР

Заведующая отделом культуры Свердловского обкома КПСС Лидия Худякова и
артисты Государственного академического Большого театра СССР Тамара Синявская, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко на гастролях в Свердловске. Июнь 1977 года.

В 1977-м в стране уже в 16-й раз отмечали Международный день театра. Он прошел под девизом подготовки к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Отмечали День театра в тот же день, что и сейчас — 27 марта. Благодаря юбилейной дате этот праздник растянулся на целый год, и для многих коллективов 1977-й стал Годом театра. Тогда в Свердловске к празднику приурочили лабораторию художников и режиссеров театров Урала. Ее гостями стали заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, главный режиссер Ленинградского театра юного зрителя Зиновий Корогодский и заслуженный художник РСФСР Софья Юнович. А в Театре музыкальной комедии сыграли премьеру «Тетка Чарлея» с народным артистом Виктором Сытником в главной роли.

Серия творческих отчетов Государственного академического Большого театра СССР перед трудящимися страны тоже прошла в год 60-летия Великого Октября. И стартовала она со Свердловска и Нижнего Тагила. 13-дневные гастроли начались 15 июня 1977 года с оперы «Царская невеста», которая на тот момент уже 40 лет не сходила со сцены легендарного театра. На следующий день прошел двухактный спектакль, объединивший две различные по стилю русские оперы: драматическую «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова и лиричную «Иоланту» Петра Чайковского. Спектакли прошли на сцене Оперного театра, а главные роли в них исполнили Александр Масленников (Моцарт) и Евгений Нестеренко (Сальери и Король Рене). Роль Иоланты досталась Маквале Касрашвили.

Артистка Государственного академического Большого театра СССР Тамары Синявской на гастролях в Свердловске. Июнь 1977 года.

23 июня в «Вечернем Свердловске» опубликовали критическую статью музыковеда Любови Марченко на «Моцарта и Сальери» и «Иоланту». Она с большой любовью описала партии исполнителей мужских ролей, но отметила, что Маквала Касрашвили «больше привлекла как певица и меньше, как актриса. Ее пение экспрессивно и трепетно. Однако сценический рисунок роли был, пожалуй, несколько статичен».

 «Музыкальная сторона обеих опер прошла на высочайшем уровне, — писала Любовь Марченко. — Певцы продемонстрировали блистательное мастерство, проявившееся и в искусстве звуковедения, и в огромном внимании к произнесению слова, и в выразительной наполненности каждой фразы — воплощение лучших традиций русской вокальной школы. Огромное место в исполненных операх принадлежит оркестру — полноправному участнику музыкального действа. Под управлением Марка Эрмлера он играл удивительно чутко, нигде не стесняя вокалистов и вместе с тем полно выявляя симфоническое начало, заложенное в обеих партитурах».

Ключ от Свердловска 

Встреча артистов Государственного академического Большого театра СССР с поклонниками на гастролях в Свердловске. В центре – актер Леонид Марков. Июнь 1977 года.

В советское время почти во всех статьях об искусстве подчеркивали его важность для формирования человека нового типа — рабочего-эстета, который одинаково хорошо мог говорить и об оперных постановках, и о нюансах литья металла или, например, работы на токарном станке. Потому все важные события всегда проходили в первую очередь для передовиков промышленности и сельского хозяйства, победителей социалистического соревнования. Так было и в 1977 году в Свердловске. В «Вечорке», говоря о 13-дневных гастролях Государственного академического Большого театра СССР, писали так: «15 оперных спектаклей и столько же концертов в зале Филармонии, более 45 тысяч зрителей — так можно выразить в цифрах большую работу гостей по культурному обслуживанию и эстетическому воспитанию трудящихся нашей области».

Публикуя впечатления горожан о выступлениях артистов, журналисты отдавали предпочтение не только театроведам и музыковедам, но и людям, профессионально с культурой не связанным. Так, отзыв о заключительном концерте артистов ГАБТ в Киноконцертном зале «Космос» написал электромеханик дистанции связи станции «Свердловск-Пассажирский», подписавшийся «З. Прачко». «Попасть на спектакли Большого театра в Свердловске так же трудно, как и в Москве. Это огорчает и в то же время радует, потому что искусство советских певцов необычайно высоко, а любовь зрителей к ним безгранична. Такое отношение они вполне заслужили», — отметил он. З. Прачко не забыл упомянуть о том, что певица Большого театра Ирина Архипова начинала на сцене Свердловской оперы. «Еще тогда мы заслушивались ее голосом, верили в большое будущее молодой певицы», — написал электромеханик. 

На фото — автографы труппы Государственного академического Большого театра СССР на книге «Мастера Большого театра. Народные артисты СССР». Дарственная надпись адресована заведующая отделом культуры Свердловского обкома КПСС Худяковой Лидии Александровне. Автографы: Артур Эйзен, Юрий Мазурок, Галина Калинина, Александр Ворошило, Нина Лебедева, Ольга Терюшнова и другие. Свердловск, июнь 1977 года.

О камерном концерте Евгения Нестеренко хорошо отозвалась доцент Свердловского пединститута Ж. Сокольская. В «Вечорку» она написала, что в этот вечер свердловчане услышали антологию музыки от Глинки до Шостаковича и Свиридова. А сам Нестеренко «не нуждается в декорациях, гриме, сценическом костюме. Его «предлагаемые обстоятельства» — музыка, слово. Именно в них — импульс к образной интонации, к внешнему рисунку характера».

Благодарности от горожан так и сыпались на страницы «Вечернего Свердловска», закончить их перечисление хочется словами заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора, доктора медицинских наук Давида Шефера. «Эти гастроли ГАБТа еще выше подняли в наших глазах оперное искусство, убедили, что наш гость — это действительно Большой театр не только в смысле названия, но и той значимой и благородной миссии, которую он несет», — сказал он.

После всех сыгранных спектаклей, творческих вечеров и больших концертов Свердловск не мог отпустить своих кумиров без подарка. Коллективу театра вручили почетную грамоту и большой ключ-приглашение чаще бывать в Свердловске.

В редакции «Культуры Екатеринбурга» все чаще отмечают, что читатели портала — это люди, которые очень многое знают о культуре. Наши журналисты стерли себе все пальцы, неустанно перелистывая газеты. В следующей публикации «Газетных хроник» мы попросим вас помочь нам с одной неразрешимой пока задачей — определить, к какому году и месяцу относятся фотографии из архивов Лидии Худяковой для того, чтобы мы смогли найти необходимые заметки в «Вечернем Свердловске».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры