Поиск по сайту

10 Марта 2020

В одной черной-черной комнате…

В Екатеринбургском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Ужасные дети»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Шабунина Фото: Татьяна Шабунина
Мне нравится!

Екатеринбургский театр юного зрителя в этом году празднует 90 лет со дня основания, и в начале марта выпускает две премьеры: «Ужасные дети» по пьесе Ольги Таракановой и «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Вторую – театр представит в конце текущей недели, а впечатлениями от первой мы уже готовы поделиться.

«Ужасных детей» в ТЮЗе поставил молодой режиссер Максим Соколов – выпускник РУТИ-ГИТИС (мастерская заслуженных деятелей искусств России Татьяны Ахрамковой и Юрия Йоффе) и СПбГАТИ (мастерская Сергея Черкасского), автор постановок в Пермском ТЮЗе, Архангельском молодежном театре, Канском драматическом театре, Национальном театре Карелии, Молодежном театре Алтая и других. Среди авторов, тексты которых воплощал на сцене Максим Соколов – Шварц и Досько, Вырыпаев и Достоевский, Тургенев и Андерсен, Паланик и Гоголь.

Над премьерой «Ужасных детей» в Екатеринбурге работала московско-питерская команда: драматург Ольга Тараканова (Москва), художник-постановщик Анастасия Юдина (Санкт-Петербург), композитор Филипп Плотников (Москва). Состав получился молодой, максимально готовый к экспериментам и не боящийся воплощать их в жизнь.

Первый эксперимент, с которым сталкивается зритель «Ужасных детей» – онлайн-трансляция. Каждый, кто входит в зал, получает инструкцию: нужно подключиться к Wi-Fi-сети «Infantes Terribles», считать QR-код и включить онлайн-трансляцию на максимальную громкость. Звуки, которые начинает издавать телефон, вливаются в общий музыкальный поток, и тем самым зал будто бы озвучивает происходящее на сцене. Это не всегда фоновая музыка – иногда зритель будто бы подслушивает интимные, сокровенные разговоры героев. Эксперимент любопытный, но, увы, пока из-за технических неполадок смартфон скорее отвлекает внимание от происходящего на сцене, чем способствует погружению в атмосферу спектакля.

Второй эксперимент, к которому зрителю непросто адаптироваться, – это визуальный ряд. На малый зал ТЮЗа будто бы щедро плеснули вязкой черной краской: в черное одеты актеры, на заднике, сокращающем пространство сцены минимум наполовину, зияет черная дыра, устрашающе чернеет нутро каменного саркофага… На сцене царит то кромешная тьма, то холодный полумрак, в котором лица героев, вымазанные черной краской, мало напоминают лица живых. А атмосфера на сцене меньше всего похожа на обстановку детской, в которой разворачивается сюжет «Ужасных детей».

Третий, но не последний по важности эксперимент – работа с текстом. При создании постановки для ТЮЗа Максим Соколов опирался на два текста – Ольги Таракановой и Жана Кокто. Героями постановки стали современные подростки Элизабет (Александра Протасова), Поль (Никита Куляшов), Жерар (Павел Поздеев) и Агата (Мария Колчанова) – необыкновенно взрослые, играющие в странные игры, которые с натяжкой можно назвать играми – это рассуждения о суррогатном материнстве, инцесте, мутациях… Еще один герой под загадочным обозначением в программке Voice-старший (заслуженная артистка России Любовь Ревякина) не столько человек, сколько механическая инструкция: взгляд подростка на отстраненный образ взрослого.

Пожалуй, именно образ подростка, «ужасного ребенка» становится в спектакле ключевым. Герои предстают перед нами в стильных взрослых костюмах, подчеркивающих внешнюю уверенность героев – защитная реакция от большого мира за стенами детской. Они говорят на своем, им одним понятном языке – отсылка к подростковому сленгу. Они начинают испытывать взрослые чувства и пробуют себя во взрослых отношениях. Они все еще инфантильные дети – как Поль, но уже яростно отстаивают свое право быть самостоятельными – как Элизабет; и это противоречие изнутри разрывает их на части, образуя зияющую дыру. Окружающие героев странные звуки и чернота – тоже составляющие внутреннего ощущения подростка, ощущение себя потерянным в пустоте – эдаким инопланетянином, потерпевшим кораблекрушение в открытом космосе.

«Ужасных детей» с легкостью можно представить и вовсе без звучащего вслух текста – как современный танец: визуально-музыкальный ряд, точная партитура движений, яркая мимика куда лучше, чем слова, передают ощущение внутреннего мира героев. Возможно, в чистом виде ощущение это придет не сразу – через несколько часов или дней: нужно время, чтобы из покрывающей спектакль черноты проступило что-то трепетное, человеческое, настоящее.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры