Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

22 Сентября 2020

Шорохи души

Небольшой гид по выставке театрального плаката художника Анатолия Шубина


Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

В Екатеринбургском театре юного зрителя,на втором этаже, в фойе, можно посмотреть выставку работ Анатолия Алексеевича Шубина. Она носит название «Инвентаризация» и представляет собой некий промежуточный итог, «наведение порядка» в работе, сделанной художником с 1981 года.

Что такое театральный плакат? По признанию самого Анатолия Шубина, вещь не такая уж важная. Многие театральные художники не особенно задумываются о них. Плакаты скорее создаются для коллекции, каталога того, что театром достигнуто, чем имеют практическую функцию. Они несколько отличаются от рекламных баннеров, которые больше информируют, продвигают и побуждают к покупке билета на спектакль. Плакат же несет идею, обозначает связь художника и театрального материала.

 

«Театральные плакаты чаще всего создаются художниками по велению души, а не по заказу театра, – делится особенностями жанра Анатолий Шубин. – Это способ понять спектакль для себя, определить его визуальным образом. У плаката есть две функции: либо задержать у себя зрителя, чтобы он захотел узнать эту историю, либо выплеснуть «шорохи души» художника. В последнем случае работа ведется ради работы – итог не обязательно используют для продвижения спектакля. Иногда плакаты создаются, когда спектакль уходит со сцены: какие-то идеи застревают в голове художника, и единственный способ отделаться от этой истории – сделать плакат. Сделал плакат – отпустил спектакль».

Анатолий Алексеевич поделился, что однажды он втянулся в работу по созданию плакатов, а после уже проснулся инстинкт коллекционирования: на спектакль должно быть резюме в виде плаката. Даже на те постановки, над которыми работа велась, но окончена она не была. В основе создания театрального плаката все то же особое художническое видение и чутье, особое отношение с миром.

«Для меня эта работа превратилась в игру: я сам начал давать себе задания сделать плакаты, – делится таинством творческого процесса Анатолий Алексеевич. – В процессе создания плаката наглядно видно, что любая идея у художника возникает не случайно: мир вокруг заполнен визуальными образами, предметами, которые могут стать толчком мысли. К примеру, была шляпная болванка и старая кофейная мельница, однажды я посмотрел на один предмет, на другой, снова на первый, на второй – и вдруг получился образ человека из шварцевского «Дракона» – оболваненная личность с механическим заводом».

Фото Татьяны Шабуниной

Нам повезло – мы побывали на открытии выставки и смогли послушать диалог художника с Натальей Киселевой, руководителем литературно-драматургической части Екатеринбургского театра юного зрителя, о его работах. Мы делимся этим везением с вами: когда пойдете в ТЮЗ, подсматривайте в комментарии художника к работам.

«Чайка» (графика)

Это первый черно-белый плакат. Художник делал их определенного формата: вытянутыми по вертикали или горизонтали, две горизонтали хорошо чередовались с двумя вертикалями. Дело в том, что в ТЮЗе до ремонта была такая стена, куда подходил только такой особенный формат.

«Человек рассеянный»

Плакат был сначала в графике, но с появлением компьютерных технологий художник решил повторить его в цвете – спектакль не отпускал его долго, хотя давно уже не шел на сцене (Мы его помним, кстати, и нас он тоже не отпускает. – Прим. автора.). В основе плаката фотография, которую Анатолий Алексеевич сделал сам. Он рассказал, как вышел однажды из театра, набрал рядом с ним земли, сколотил ящик, высыпал в него землю и налил туда ведро воды. В центр поместил очки, которые остались в реквизите от рассеянного человека, и попытался поймать в одну из линз светящее в этот момент солнце.

Спектакль был о поэте (основа – биография Маршака), который оказался потерян во времени.

«Мне показалось, что в визуальном образе, который я придумал, есть особая драматургия, – вспоминает художник. – В нем отразилась судьба человека, который вынужден был делать ряд непростых выборов в свой жизни. В конце концов, ему проще надеть на ноги перчатки вместо обуви – не по рассеянности, а как ответ этой жизни. В конце спектакля, по идее режиссера, этот рассеянный человек возвращался на родину в телячьем вагоне, он выходил на перрон в перчатках на ногах, и светило солнце».

«Утиная охота»

Этот спектакль не состоялся в Камерном театре, но его должен был делать режиссер Владимир Рубанов. Идея на плакате кажется незатейливой. В пьесе действие происходит в 60-е годы, когда процветает культура закусочных, пельменных и их атмосфера. В тарелке мы видим неказистые переваренные пельмени и видавшую виды алюминиевую вилку, которой было открыто множество бутылок со спиртным. Но в центре тарелки – то, что кажется растаявшим маслом, – главная мечта героя. Эта мечта простая – побывать на утиной охоте осенью, и она оказывается утоплена в этой тарелке обыденности.

«На дне»

Этот плакат создавался для Омского драматического театра (режиссер Георгий Цхвирава). Он лаконичен и внешне прост, но за ним стоит смысл жизни, определяющий судьбу главных героев пьесы Горького.

Платок как площадка, театр. Наперстки – это лаконичная атрибутика, но емкая. Она говорит об определенном социальном положении, где-то даже криминальных наклонностях и вечной игре героев со своей жизнью. Игре в удачу с судьбой – угадал или не угадал в этот раз? Мертвая муха – символ смерти, конечности этой жизни, по законам, которые не нами придуманы.

 

«Доходное место»

Над этим произведением художник работал в разных театрах с разными режиссерами. Этот плакат – воспоминание о работе с режиссером Дмитрием Астраханом. Смысл – на поверхности.

 

«На всякого мудреца довольно простоты»

Есть явления, которые, по признанию художника, трудно рисовать, хотя в природе они просты. К примеру, нарисовать ткань сачка, которая проходит через поверхность воды и пропускает при этом солнечный свет в темную воду. Чтобы добиться правдивости, художник фотографировал, как лежит сачок в аквариуме, как он медленно погружается в воду.

Если говорить о смысле спектакля, то его герой хотел попасть в высший свет, но вел дневник, где изливал свою желчь, высмеивал тех, кем сам хотел стать. Окружающие его люди – рыбы, сачок в аквариуме с ними – возможность вынуть их из воды, привычного окружения, и посмотреть, что они будут делать.

«Три сестры»

На этом плакате изображена осень жизни и очень точно передано чеховское настроение. Но, как признается сам художник, в качестве рекламы такой плакат не годится: он не зазывает, хотя и создает интригу, побуждая к мысли.

«Вишневый сад» (цветной плакат-коллаж)

«Я долгое время коллекционировал старинные фотографии XIX– начала XXвека, – делится художник.– В работе с этим плакатом они пригодились».

Фотографии изображают людей, но выстроены они, как карточный домик. Он может рухнуть в любой момент. Так художник напоминает, что наши связи (в том числе семейные, родственные, дружеские) для времени, истории – это карточный домик. В любой момент все может разрушиться и разлететься не только из-за наших ошибок, но и по велению времени и судьбы, как это и произошло с героями «Вишневого сада».

Плакатов на выставке более 60. Идей в них – множество. Надеемся, наш гид поможет вам уловить смыслы и самим расшифровать другие послания.

А напоследок цитата из речи Анатолия Алексеевича: «Если идеи возникают, то их надо реализовать. На настоящие жизненные идеи всегда находятся возможности. По-настоящему плохо – это когда идей нет».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры