Поиск по сайту

05 Октября 2020

Старая сказка для современной Маши

В Театре балета «Щелкунчик» – премьера «Маша & медведи»


Автор: Анастасия Мошкина Автор: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Театр балета «Щелкунчик» представил в эти выходные премьеру – одноактный балет с прологом для детей от 5 лет и их родителей «Маша & медведи». Помимо художественных и смысловых достоинств, о которых мы еще расскажем, особенностью постановки является то, что хореографами выступили выпускницы театра – Сабина Алиева и Татьяна Токаревских, которых еще недавно мы видели среди артистов балета. Режиссер и куратор начинающих хореографов – Петр Базарон.

Но вернемся к сказке… Кстати, что такое сказка с точки зрения вечности? Это застывшая форма обряда инициации. Сценарий игры или испытания, пройдя которые человек начинал существовать в новом качестве. Чаще всего инициацию использовали для завершения процесса воспитания и обучения молодого человека: его посылали в лес, где он должен был сдать некий экзамен на смелость, храбрость, набор умений (к примеру, добыть себе пищу как охотник или рыболов), оценку за этот экзамен ставила сама жизнь – выжил или нет. Вот и сказку «Три медведя» исследователи устного народного творчества как раз относят к категории историй об инициации – переходе героя из социального статуса «ребенок» в статус «взрослый». Эта идея и была органично воплощена в балете «Маша & медведи».

Фабула все та же: несколько капризная и непослушная девочка сбегает от своих родителей в лес; находит там избушку, где можно поесть и поспать; съедает чужие припасы и хозяйничает в чужом доме, разбрасывая вещи; приходят три медведя (мама, папа и ребенок) и… Вот тут-то начинаются расхождения, потому что звери принимают ее всем своим сердцем, не прогоняют, а наоборот угощают вкусностями, укладывают на самую мягкую кроватку, делятся игрушками и своей любовью. В ответ в Маше тоже просыпается любовь, и, конечно, она вспоминает своих несчастных родителей, которые в ужасе мечутся по лесу в ее поисках. Развязка отличается от привычной нам сказки, в которой героиня сама справилась со своими проблемами.

Современный ребенок более трепетный, даже если кажется, что это не так и он только и делает, что огрызается, отрываясь от планшета (компьютера, смартфона) на пару секунд (совсем как «городская вредина Маша»). Этой новой Маше требуется помощь в том, чтобы она справилась со сложной ситуацией, пример, который будет преподнесен делом, а не словом. Так поступают медведи, которые показывают Маше, что такое любовь, спокойствие, мир в доме, в семье.

Как и все последние постановки в «Щелкунчике», эта не лишена подводных смыслов и разных пластов, заложенных в действие спектакля и рассчитанных на разного зрителя. Ребенок ухватит приключенческую нить, яркие костюмы, музыку, понятный ему юмор («приколы»), оценит медиа-эффекты и присутствие анимации, уловит мораль. А для взрослого тут тоже есть, где разгуляться: в балете много недетского юмора – от игры в клише на тему народности (куда в русской народной сказке без каравая и кокошника?) до сложных музыкальных параллелей из Респиги, Щедрина, Глазунова; много отсылок к ностальгии, желанию «потыкать палочкой» память взрослого, где-то уже «закостенелого» душевно человека, чтобы он вспомнил себя, если не в детстве, то в юности (чувствуется, что постановщики тщательно выбирали мелодию для танца медведей-родителей – был прослушан не один сборник «Романтик коллекшн»).

Игра – это, пожалуй, основной прием, на котором строится балет. Здесь есть сны, сюжеты в сюжете, игра в тени (в буквальном смысле), игра в «классику». Чего только стоит «гастрономический дивертисмент»: сцена, в которой танцует «варенье с пенкой», – толстый намек на «классическую классику». Или танец медведей, который почему-то напоминает танец лебедей. Здесь есть заигрывание с модной тенденцией, когда танцовщик говорит на сцене и даже поет.

К игре можно отнести и подражательную пластику героев: пара характерных движений среди танцевальных па – и мы точно можем сказать, что это заяц, а это медведь, даже если бы они были без костюмов. Доведенная до абсолюта эта идея воплощается в образе теней, которые без костюмов как раз и являются сгустком трансформационной энергии на сцене: они перевоплощаются то в оленей, то в толпу людей в электричке, то в страх и ужас родителей – количество их «ролей» бесконечно.

Вот так играючи постановщикам «Маши & медведей» удалось вытянуть на поверхность современности глубокий смысл сказки: эта балетная Маша прошла обряд инициации, она увидела пример любви и нежности, ее саму приняли в семью, и в ней в ответ пробудилось чувство – она поняла, что такое ответственность и… повзрослела. И вот так же играючи и легко Сабине Алиевой и Татьяне Токаревских удалось пройти и свою инициацию – стать хореографами.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры