Поиск по сайту

20 Ноября 2020

Деревня, которая не доживет до весны

В Театре кукол – премьера «Собака камень»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

19 и 20 ноября в Екатеринбургском театре кукол представляют премьеру – постановку Виктора Плотникова «Собака камень». Для режиссера и художника это второй опыт сотрудничества с екатеринбургскими кукольниками после впечатляющего «Дон Кихота» – безусловного события в театральной жизни Екатеринбурга. «Собака камень» – спектакль иного физического масштаба, но по масштабу мысли вряд ли уступающий своему предшественнику.

Оголенная конструкция коробки сцены увешана мятыми полотнами ткани – то ли облака, напоминающие сушащееся на веревках белье, то ли белье, напоминающее облака. Внутри коробки – еще одна сцена: круглый вращающийся подиум. В полумраке неначавшегося спектакля над подиумом, тихонько поскрипывая, качается кукла – получеловеческое, полуфантастическое создание, готовое вот-вот нажать на педали своего удивительного велосипеда. Но вот на площадку перед сценой выходят музыканты – и с первым же звуком нога куклы жмет на педаль. Пространство сцены оживает.

Мир спектакля состоит из двух равноценных, дополняющих друг друга составляющих: музыкального полотна (композитор Татьяна Алёшина) и художественного решения. В спектакле, жанр которого обозначен как «опера марионеток», звучит живая музыка (скрипка, виолончель, аккордеон, фагот, гитара) и хор «Доместик», а персонажи поют голосами артистов театра Оксаны Боднар и Александра Шишкина. Мощь и многогранность звукового сопровождения создает особую атмосферу спектакля, в которой есть место и лирике, и абсурду, и хоррору.

«Собака камень» – спектакль сложный и для зрителя, и для артистов. Виктор Плотников не щадит актеров, ставя перед ними крайне непростые задачи. Предъявляет свои требования заявленный жанр: Оксана Боднар и Александр Шишкин поют на протяжении всего спектакля – около часа. Непросто здесь найти баланс между кукольным и живым планом: единственного мертвого персонажа – Перевозчика – играет Алексей Пожарский, и хотя его образ максимально встроен в стилистику спектакля, сама человеческая фигура кажется в мире кукол чужеродной. Да и куклы требуют к себе повышенного внимания ведущих их артистов: создания Виктора Плотникова миниатюрны, но при этом оснащены механизмами, позволяющими выполнять даже еле заметные движения.

Как и у любой оперы, у «Собаки камень» есть либретто. По сюжету, в маленькой русской деревне живет юная Кармен. Собирая февральской ночью цветы, она встречает Ангела, который зовет ее с собой на небеса, но Кармен отказывается. В этой же деревне живет солдат Леонид, преследуемый воспоминаниями о войне. У него есть любимый экскаватор и ненависть к цветам, которые напоминают ему о взрывах гранат. Но все меняется, когда Кармен дарит ему невзрачный цветок медуницы...

Это далеко не весь сюжет, и, если говорить откровенно, сюжетная линия в этом спектакле – не на первом, а может, даже и не на десятом плане. Главное вырисовывается постепенно: сцена за сценой, картина за картиной проступает образ русской деревни, живущий в душе каждого из нас – неважно, признаемся мы себе в этом или нет, живем ли в мегаполисе или в глубинке. Деревня Виктора Плотникова (название «Собака камень» отсылает нас к названию реальной горы на Южном Урале) скрупулезно собрана из знаковых для России образов и до боли знакомых примет советской эпохи, отзвуки которой будут звучать в генетической памяти еще не одного поколения. Художник не стремится к исторической правде – он создает некую историческую метафору. Поэтому главная героиня в опере – балерина, вынужденная собирать в феврале цветы, чтобы прокормить деревню, а герой – солдат с искалеченным телом и душой. И, конечно, обязательно должен быть ангел, в которого никто не верит, и легенда о восставшем из мертвых, который должен вернуть народу правду и свободу.

Спектакль настолько плотно насыщен мельчайшими деталями, образами, звуковыми экспериментами, что в его пучину погружаешься сразу, с головой. Невозможно оторвать взгляд от кукол, которым, кажется, и не нужны никакие механизмы, чтобы ходить, ездить и летать. Невозможно не поддаться странному воздействию музыки, которая затягивает в эту историю, словно в реку, в которой, как знают местные жители, уже давно нет никакой рыбы.

В либретто есть такие слова: «Местные осознают, что живут в огромной холодной стране, жить в которой невыносимо трудно. Но раз уж так вышло, то они придумали водку, литературу и песни. Это дает им силы дожить до весны». В конце ноября-2020, на пороге бесконечной зимы, в год, который умудрился стать невероятно трудным на фоне других не самых простых лет, эти слова отзываются в сердце как-то особенно болезненно. И автор спектакля не спешит обнадежить зрителя и пообещать хэппи-энд: в его деревне любовь оборачивается насилием, красная от огня и крови земля вот-вот разверзнется, а народ в спешке покидает родной край. Остается лишь никому не нужный мальчик, тонким жутким голоском произносящий неудобную правду, два боярина, сетующих на непокорный народ, да лампочка Ильича. Но и она гаснет – больше света ждать неоткуда.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры