Поиск по сайту

24 Ноября 2020

Паритетность как главный принцип взаимодействия

Об открытом занятии #ЗАживого в рамках конференции АСДИИСК


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В минувшие выходные в Ельцин Центре прошла конференция Ассоциации инклюзивного искусства АСДИИСК на тему «Инклюзивное искусство – профессиональный взгляд». В рамках насыщенной программы состоялся открытый урок театрального проекта #ЗАживое, на котором режиссер Дмитрий Зимин и участники проекта поделились своими «находками» для организации инклюзивного театрального занятия.

На конференцию съехались представители ведущих организаций, занимающихся инклюзивным театром и другими видами искусства, из нескольких регионов страны. На открытом уроке #ЗАживого все они стали зрителями, а участники проекта заняли место на площадке. Начали с хороших новостей: Дмитрий Зимин кинул ярко-желтый мяч со словами «Илюха, давай!», а Илья вернул его режиссеру со словами: «Дима, расскажи хорошую новость». Полились истории – о дружбе котов и собак и воспитании последних, о переезде на природу, о поездке в Нижний Тагил, о просмотре фильма «В бой идут одни старики» и выученной наизусть песне «Смуглянка». Упражнение вроде бы нехитрое, но сразу настраивающее участников проекта друг на друга. А еще – побуждающее каждого задуматься о чем-то хорошем, даже если день был самым обычным.

Потом пришел черед разминки – обязательного этапа каждого занятия. Простые повороты головой и вращения в суставах вскоре сменяются фантазийными вариациями: с веселыми возгласами «Привет! Пока!», «Hello! Goodbye!», «Gutentag! AufWiedersehen!» ребята опускают и поднимают корпус, а Дмитрий рассказывает о Егоре, который знает очень много приветствий на разных языках, поэтому с ним это упражнение становится еще разнообразнее. Затем участники играют в дремлющих и просыпающихся змей, в тараканов, в норки (работа в парах: один встает на четвереньки – это «норка» – и задает второму условие, как через эту «норку» нужно проползти).

Уже на разминке закладываются основы для взаимодействия, контакта. Участники проекта регулярно работают над созданием новых спектаклей, однако партнерство для них – не только важный театральный инструмент, но и принцип существования в проекте. Одно из упражнений нацелено как раз таки на то, чтобы «заживовцы» учились чувствовать друг друга и друг другу доверять: пара крепко держится за руки, один начинает опускаться, «отдавая» свой вес партнеру; второй должен удержать и мягко уложить напарника, но и в нужный момент дать ему импульс подняться. Затем условия усложняются: физического контакта уже нет, между ребятами словно натянут невидимый трос. И способы взаимодействия становятся интереснее и разнообразнее – там, где заканчивается что-то конкретное, появляется место для экспериментов и фантазий.

Дмитрий рассказывает, что этот год в #ЗАживом посвящен работе с предметами (еще одно умение, которое необходимо развивать каждому, кто выходит на сцену), и мы уже видели, как ребята справляются с любопытными задачами на презентации аудиоспектакля «Питер Пэн». Важно научиться видеть в предмете что-то помимо его физической оболочки – какой-то новый смысл или функцию, которую можно «вплести» в создаваемую здесь и сейчас историю. Участники, вновь разбившись на пары, выбирают себе предмет: коробку, футбольный мяч, пакет, швабру, коврик для йоги, обруч. И начинают пробовать: «нащупывать» в предмете потенциальную жизнь, пока еще скрытую от посторонних глаз, «пробуждать» эту жизнь, выстраивать вокруг нее какую-то свою историю.

Из этих опытов – по сути, гораздо больше нацеленных на процесс, чем на результат – рождаются этюды. Участники не готовят их заранее, ни о чем не договариваются. Дмитрий рандомно выбирает для каждой пары музыкальный трек – он задает настроение зарождающейся истории. А затем начинается импровизация, в которой самое важное – не думать наперед и не диктовать свой сюжет, а создавать что-то общее.

Последнее – самое трудное, не всегда получается, но к нему идут как к результату. После первого же этюда слово взял Андрей Борисович Афонин, художественный руководитель и режиссер театра «Круг II», который отметил, что в представленном этюде нет паритетности – можно выделить ведущего и ведомого. Именно этого, по его мнению, в работе инклюзивного театра нужно избегать: если участнику с особенностями ментального развития нужно больше времени, чтобы «включиться» в историю, ему нужно это время дать; если он придумал что-то, что противоречит уже идущему сюжету, – не отвергать это, а принимать и развивать; если у него – своя, параллельная история, нужно просто дождаться момента, когда два сюжета встретятся и придут к общему финалу. Такие примеры были тоже, и в них личности каждого артиста проявлялись куда ярче, чем в тех этюдах, где ребята с особенностями позволяли другим актерам себя «вести». Дмитрий отметил, что для него вопрос паритетности в #ЗАживом – один из самых основных с самого начала работы проекта и по сей день.

После занятия зрители засыпали режиссера, актеров и куратора проекта Елену Возмищеву вопросами: как появился проект (практически случайно и на чистом энтузиазме), что мотивирует участвовать актеров без особенностей (главным образом – возможность находиться в творческом процессе), какие есть способы поощрения (интересный пример коллаборации с частным бизнесом). А после отметили, как важно обмениваться опытом и смотреть, что делают другие, – порой для осознания правильности выбранного пути важно понимать, что ты совершаешь те же самые ошибки, что и другие.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры