Поиск по сайту

25 Марта 2021

Почему люди ходят в театр?

Делимся мнением горожан и театральных деятелей


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

В марте связанные с пандемией ограничения ослабили, а максимальное количество зрителей на спектаклях увеличили с 50 до 75 процентов от общей вместимости зала. Да, театры и зрители вздохнули чуть свободнее, но на многие постановки достать билеты трудно до сих пор. Специалисты театров по связям с общественностью вынуждены сдерживать тех, кому не хватило места, но очень хочется «хоть на полу, хоть на приставном стульчике» посмотреть желаемый спектакль. Разбираемся, почему люди ходят в театр, несмотря на убеждения (или заблуждения) о том, что скоро умрут все виды искусств, кроме медиа.

О возможной смерти театра говорят давно. Его убийство приписывают то телевидению, то интернету, то просто заявляют, что это архаическое искусство, которое давно себя исчерпало. Многие верят в эти утверждения, представляя, что театр — это классические монологи и пыльный задник. Недавно мы провели опрос «Как часто вы ходите в театр», в котором поучаствовало ровно сто человек. 55 из них ответили, что не посещают театр совсем. В комментариях люди писали о том, что им не хватает свободных вечеров, о том, что театральные впечатления не всегда комфортны.

В то же время, исходя из результатов другого нашего исследования, следует, что из всех культурных площадок города театры посещают чаще всего 48 процентов опрошенных. Следующие по популярности — парки (36 процентов). Получается, что среди наших читателей сегмент постоянных театральных зрителей мал, но он гораздо больше, чем у музеев или библиотек. Так кто же они, люди, ответившие, что ходят в театр, и по какой причине они покупают театральные билеты?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к театральным деятелям — директорам, художественным руководителям и специалистам по связям с общественностью разных театров Екатеринбурга. А после представили их мнения в виде голосования, в котором горожане могли выбрать наиболее привлекательный для себя вариант. Ниже мы представим результаты опроса и развернутые комментарии театральных деятелей.

Зритель, для которого театр — необходимость (18 процентов)

«За время самоизоляции в интернете появилось много самого разного контента, в том числе и связанного с театром. Однако театр – та форма искусства, чье энергетическое взаимодействие со зрителем нельзя передать через экран монитора. Для многих посещение театра – важная часть жизни. Проживание и обсуждение спектакля с ребенком, семьей или друзьями доставляет людям удовольствие», — заместитель директора по работе со зрителем Екатеринбургского театра кукол Татьяна Костарева и руководитель литературно-драматургической части Театра кукол Мария Зырянова убеждены, что такие люди воспринимают театр как живое искусство. Для них спектакль, пусть и создан заранее, но рождается только во взаимодействии с конкретной аудиторией, превращая зрителя в его прямого участника.

«У всех жизненные ситуации разные и мы не должны пребывать в иллюзии, что театр — первая, вторая или даже третья необходимость для людей. Но когда человек понимает, что ему или его ребенку необходима такая форма досуга для разностороннего развития, то не откажется от нее даже при ограниченном бюджете», — утверждают в Театре кукол.

Зритель, которому необходима вера в лучшее, в то, что на свете есть нечто красивое и правильное (18 процентов)

Руководитель отдела по связям с общественностью «Урал Опера Балет» Семен Чирков к зрительскому удовольствию добавляет потребность в надежде и красоте.

«Я верю, что людям нужны даже не истории — их они могут найти в интернете, — необходима вера в лучшее, в то, что на свете есть нечто красивое и правильное. Искусство позволяет увидеть и почувствовать это. То, как работают артисты, развивая свои способности, отдаваясь делу всей жизни, пусть на чуточку, но приближает мир к идеальному. Мои слова могут показаться пафосными, но когда смотришь балет или слушаешь оперу, то получаешь эмоциональный заряд и действительно веришь в некий идеальный мир, считаешь его истинным», — по словам Семена, театр также дает людям вдохновение, которое может распространиться на все сферы жизни – работу, творчество, даже желание обустроить пространство вокруг себя.

Зритель, для которого театр — инструмент для всестороннего развития (24 процента)

Работники и постоянные зрители екатеринбургских театров во многом связывают желание посетить культурное событие с осознанностью человека, его потребностью повысить свой культурный уровень. А в случаях с институциями, которые дают детские спектакли, еще и со стремлением вырастить культурно образованных детей, знакомых с разными видами искусства, умеющих рассуждать на самые разные темы.

Такие люди относятся к театру как к дегустации хорошего блюда или вина, они не просто хотят утолить жажду или голод, но ощутить аромат, присмотреться к цвету или форме и только после сделать глоток. Для того чтобы приходить на спектакль осознанно, они тщательно готовятся: знакомятся со всей информацией о постановке, читают рецензии, заранее рассказывают о том, что будет происходить на сцене детям. «Современному продвинутому зрителю, культурному классу нужны профессиональные рецензии, написанные правильным русским языком. Они не просто хотят заранее знать качество постановки, им важно говорить на одном языке с творцами, обмениваться собственными зрительскими рецензиями», — подчеркивает важность живого общения руководитель литературно-драматургической части, администратор Муниципального театра балета «Щелкунчик» Майя Давыдовская.

Зритель, для которого театр — это отдых (60 процентов)

Это самый популярный пункт нашего опроса. Его озвучила руководитель пресс-службы Екатеринбургского театра юного зрителя Екатерина Бородулина.

«Для зрителя театр — это вид отдыха, повод подумать над темами, о которых забываешь задуматься в будни, получить новый опыт. Каждый спектакль может стать откровением и даже способом эмоциональной разрядки…», — отметила представитель ТЮЗа. По ее мнению, просмотр спектакля может стать своеобразным мастер-классом, способом получить новый жизненный опыт. Так Екатерина Бородулина вложила в свой ответ достаточно большой спектр причин, по которым зритель возвращается в театр, но главной из них остается отстранение от будничной суеты.

О театре как о способе отдыха говорит и Николай Коляда, акцентируя внимание на том, что спектакль может стать способом справиться с разными жизненными ситуациями. И многие драматурги и режиссеры закладывают эту опцию в свои постановки.

«В связи с последними событиями, с испытаниями пандемийного года, у людей сейчас угнетенное состояние, потому особенно важно ставить позитивные спектакли. Но не просто ржачные и глупые, о которых забываешь сразу после выхода из театра, а те, которые говорят, что все будет хорошо, что жизнь прекрасна и обязательно наладится», — рассказал драматург.

Ответы экспертов и зрителей представляют театр не только как способ досуга, но и арт-терапии, которая необходима людям во все времена. А то, что отличает просмотр спектакля в зале от просмотра на экране компьютера, созвучно предположениям из области исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Так, психофизиолог Вадим Ротенберг считает, что наибольшее удовольствие и актеру, и зрителю доставляет ощущение единства надежд и переживаний, вызванных одним и тем же спектаклем. И мы за эту общность хотя бы на два часа…

Причин, по которым человек хочет прийти на спектакль, — масса, и чаще всего они связаны с нематериальными ценностями. Хотя и материальное оснащение театра зачастую играет огромную роль в том, чтобы человек возвращался в него вновь и вновь. О том, что отталкивает зрителя от посещения храма Мельпомены, мы поговорим в следующем материале.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры