Поиск по сайту

29 Апреля 2015

Елена Бартновская: «Это мое хоровое братство!»


Мне нравится!

В эти самые дни в нашем городе проходят III Екатеринбургские международные хоровые ассамблеи Eurasia Cantat. О том, чего стоит их организовать и что такое хоровое братство, мы разговариваем с куратором этого фестиваля, руководителем концертного хора «Глория», директором Детской музыкальной школы №7 имени Рахманинова Еленой Бартновской.

 Елена Евгеньевна, расскажите, как родилась идея этого грандиозного хорового праздника?

 Возникла она не у меня, а у моих учеников. Однажды мы ехали с какого-то конкурса, они зашли ко мне в купе и сказали: «Почему бы нам не организовать в городе хоровой фестиваль?». Нашу инициативу сразу поддержало Управление культуры, без его поддержки наши возможности были бы крайне ограничены. Я это говорю без тени лести. Благодаря этому сотрудничеству у нас появились связи и более широкие перспективы.

 Давайте вспомним, как прошли первые ассамблеи и что с того времени изменилось?

 Первые ассамблеи прошли в 2011 году. Был сразу заявлен международный уровень. В жюри вошли выдающиеся хормейстеры, которые мгновенно откликнулись на наше приглашение. Они очень высоко оценили уровень организации мероприятия, предложили свою помощь.

Уже 6 лет мы занимаемся этим конкурсом, и еще далеко не все ресурсы использовали. Год от года мы развиваемся, приобретаем новый опыт. В 2014 году, когда к нам приехал хор из Словакии, члены жюри предложили сделать буклет на двух языках  на русском и на английском. В этом году мы эту идею воплотили в жизнь. Наши гости отвезут свои буклеты с собой, и о нас узнает больше людей.

Подготовительный этап к конкурсу очень большой и ответственный. После окончания третьей ассамблеи сразу начнем готовить четвертую. И я постоянно думаю о том, как сделать наш фестиваль лучше. Например, сегодня все участники получают бесплатный прием. Я уверена, что мы не должны возлагать ФИНАНСИРОВАНИЕ такого огромного проекта на городскую администрацию, потому что у властей есть более целесообразные траты.

Что касается организации ассамблей, мы можем сказать, побывав на многих новых конкурсах, что у нас красивее, больше сил вкладывается, больше душевной энергии.

Такого призового фонда, как наш, я нигде не видела. Мы не жалеем средств на подарки и стараемся делать призы, которых больше нигде нет. Например, главной нашей наградой в этом году станет единственный в своем роде экземпляр вазы из яшмы, которая называется «Рассвет».

 С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе организации?

 Главная трудность  отсутствие достаточного количества концертных акустических залов. В этом году в ассамблее принимает участие 70 коллективов, им нужно где-то репетировать и выступать.

Конечно, мы пытались освоить разные площадки. В том году проводили концерт на Патриаршем подворье. Там великолепная акустика, но, к сожалению, в категории «Духовная музыка» у нас заявился только один хор. И это тоже к вопросу о проблемах. Мы ставим перед собой задачу воспитания коллективов  они должны уметь исполнять сложную классическую и духовную музыку. Качество репертуара, уровень профессионализма хоров, порой, к сожалению, страдают.

 Можно ли говорить о каких-то тенденциях в формировании хорового репертуара?

 Хоры чаще выбирают эстрадную музыку. Это приветствуется сейчас на зарубежных конкурсах. Пусть будет одно развлекательное произведение в репертуаре, но не вся же программа! Мы планируем обсуждать эту проблему на кругом столе в рамках фестиваля. В прошлом году, кстати, члены жюри уперлись и решили не давать гран-при именно по причине слабого репертуара, несоответствующего международному уровню.

 В этом году нет зарубежных участников. Почему?

 Должен был приехать хор из Китая, но они не смогли собрать ДЕНЬГИ на дорогу. Понимаете, это только Россия может за два месяца собрать хор, найти ДЕНЬГИ и отправить ребят на конкурс.

Также хотели приехать два французских хора. Их представители сказали, если мы оплатим их проживание, они приедут: Европа экономит на каждом шаге. Мы ответили: «Нет проблем!», — собрали родителей своих ребят, распределили зарубежных участников по семьям. Но свою роль сыграла политическая обстановка  родители французских певцов сказали, что в Россию своих детей не отпустят. Но мы не опускаем рук.

К нам приехали очень известный хормейстер из Италии Андре Анжелини и Милан Калейна из Словакии. Мы заинтересованы в мастер-классах, которые проводят наши гости. Они рассказывают о хоровом исполнении музыки эпохи Ренессанса, европейской музыки. В результате наши коллективы поют точнее ––  и получают более высокие награды на зарубежных конкурсах.

Я думаю, со временем участников из-за рубежа будет больше: капля камень точит. Мы пробьем эту брешь, и слава нашего конкурса распространится.

 Племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко в последний свой приезд говорил о существовании особого хорового братства. Вы всю свою профессиональную жизнь руководите хором. Расскажите, что такое для вас хоровое братство?

 Когда-то давно мы познакомились с хором из Абакана, подружились с хормейстером. В прошлом году они пригласили нас в гости. Нам предстояло принять участие в фестивале и съездить на экскурсию на Саяно-Шушенскую ГЭС. Мы поехали. Побывали в Шушенском, в доме-музее Ленина. Была весна. Скалы, покрытые цветами…

В другой раз мы отправились в Москву, чтобы выступить с концертом в Болгарском центре, в котором принимали участие лучшие хормейстеры столицы. Поехали на поезде — родители-железнодорожники провожали нас под «Прощание славянки». Выступили в Москве и в этот же день  домой. На обратном пути в вагоне по радио объявили: «В нашем составе едет замечательный хор «Глория». Все это и есть хоровое братство.

Бывает, к нам приезжают коллективы. Вместе поем, устраиваем совместный концерт в здании нашей музыкальной школы. Потом чай пьем, разговариваем  такое общение очень важно для каждого ребенка.

Вообще у нас в школе сложилась команда единомышленников, готовых и в выходные, и ночью прийти на помощь. Все подхватывают, все помогают  и взрослые, и дети. Ну, это мне повезло, наверное. Если бы этих людей не было, ничего не было бы. Никаких фестивалей. Это мое хоровое братство.

 Ребята в хоре «Глория» поддерживают друг друга и своего хормейстера в трудные времена?

 Хору «Глория» в 2017 году исполнится 30 лет. Когда дело касается юбилейного мероприятия, мои выпускники мгновенно собираются на репетиции, быстро готовят такие сложнейшие программы.

Что касается трудностей, особенно в непростые времена, понимаешь, насколько благодарна профессия педагога. Дети способны понять тебя и поддержать в любой ситуации. В моей жизни было много проблемных минут, когда именно ученики помогали справиться.

 Хор  это ведь такая психотерапия, когда все вместе, плечо к плечу…

 Да, у нас был мальчик, который себя неправильно повел. Без моей подачи ребята из хора собрались и решили его исключить. Мы его тогда не выгнали, хотя он, конечно, много потом куролесил. А недавно, перед тем, как пойти в армию, он пришел ко мне и сказал: «Я надеюсь, что армия поставит мне мозги на место, Елена Евгеньевна».

Теперь вот ждем его. Для меня очень важно, что он пришел ко мне. Значит, дала ему наша музыкальная школа, наше братство что-то хорошее.

Мы с ребятами к каждой поездке на конкурс или концерт много готовимся. Недавно перед поездкой в Санкт-Петербург посадила их смотреть фильм «Звезда пленительного счастья». Думала, сейчас начнут ходить туда-сюда, разговаривать. А когда фильм подошел к концу, ребята сидели в гробовой тишине. Было ощущение, что они вдавлены в кресла. У меня у самой ком в горле. Я сказала им: «До встречи на репетиции»… Но было еще несколько мгновений, когда никто не двигался. Потом они встали и молча ушли.

Экскурсия на подводную лодку «Екатеринбург» тоже произвела на них очень сильное впечатление. Родители говорили, что дети три дня после этого показа молчали. А потом они взахлеб рассказывали обо всем увиденном, вплоть до того, какой там воздух, что его можно ломтями резать.

Мы стараемся, чтобы наши дети получали впечатления помимо репетиций. Чтобы они развивались, чтобы взрослели их души.

 А зачем это нужно? Чтобы дети тоньше чувствовали, о чем они поют?

 Чтобы они лучше ориентировались в сложном жизненном пространстве. Детям очень сложно сегодня. Они сами загружены, их родители загружены. Всем не хватает времени, и мы понимаем, как важно в этой ситуации ребятам помочь.

Мы им помогаем, а они  нам. Например, на этом фестивале возникла проблема с волонтерами. Наши старшеклассники вызвались взять их обязанности на себя. Я удивилась, ведь им 13-14 лет. Для них это важная школа.

 Ребята-хоровики проводят вместе очень много времени. Они ведь все разные. Тут, наверное, особенно велика и сложна роль педагога, призванного это единство поддержать и сохранить, чтобы разные люди начали чувствовать и думать в одном направлении?

 Это очень сложный вопрос. Педагог должен понимать, что коллектив  это могучая сила. Сила, которая может возвысить, а может загубить, и тут очень важно чувство меры, чувство такта. Нельзя никогда в коллективе ругать кого-то персонально. Мои негодования всегда адресованы в воздух, как бы всем.

Но и у этой медали две стороны. Есть гиперответственные дети, они принимают любое замечание как адресованное им. И тут приходят на помощь родители, чтобы ребенок не замкнулся в себе. Любую проблему мы можем преодолеть, если мы вместе. У нас, как у мушкетеров: один — за всех, и все  за одного!

Почему мы стареемся каждый год ездить вместе в лагерь? Там дети 21 день с нами наедине. Мы видим, как они общаются в коллективе, какие у них между собой взаимоотношения, как между ними рождаются конфликты, как они с ними справляются.

 А когда ребенок не приживается в хоре?

 Есть детки, которые уходят из хора. Это редко, но бывает. Чаще всего, они по природе индивидуалисты. Они не могут жить так долго в коллективе. Для них его правила не приемлемы. Я спокойно к этому отношусь.

 Часто вы сомневаетесь в себе, в правильности своих поступков в отношении учеников?

 Может это моя беда, но я все время сомневаюсь, что поступаю правильно. Мне кажется, тем, кто в себе уверен, легче жить. А эти вечные сомнения, вечный поиск...

С другой стороны, повторюсь, у всякой медали две стороны. Очень интересную историю о происхождении этой истины рассказали нам в Питере, когда мы были на экскурсии в Петропавловской крепости. На шпиле крепости  фигурка ангела. Однажды она согнулась, и ее нужно было починить. Никто не мог сделать этого. Но нашелся один умелец, который справился с задачей, и ему дали медаль за это. С этой наградой он мог зайти в любой кабачок, и бесплатно выпить. Поскольку мужичок злоупотреблял, в скором времени он медаль потерял. Пришел за второй, а ему вместо нее поставили на шею печать с ее изображением. Он заходил в кабачок и делал вот так: щелкал пальцами по шее. Поскольку умелец это делал очень часто, он быстро умер.

 Пение в хоре помогает детям в жизни, как вам кажется?

 Бывают ситуации, когда наши дети попадают в нехорошую компанию, становятся на скользкий путь. Но не было ни одного, кто не справился бы с проблемами. Недавно я встретила одну родительницу, которая рассказала мне, что ее дочь стесняется проходить мимо нашей школы, потому что мы знаем, в какой сложной ситуации она одно время была. Я сказала, чтобы девочка пришла ко мне. И она пришла. Я почувствовала, что льдина растаяла у нее в груди. Ей было стыдно, что когда-то она неправильно поступила. Всякое бывает.

 С какими детьми легче работать, с какими  сложнее? От возраста зависит?

 От возраста совершенно не зависит. С маленькими такие же проблемы, как с подростками. Нет такого возраста, когда надо во всеоружии стоять. Точнее, он у каждого ребенка в свое время наступает.

Мне каждый день приходится сталкиваться с непростыми ситуациями. К примеру, мне надо везти детей в студию, записывать «плюс» к 9 Мая. Взять надо 18 человек, а в хоре их 31. Как оставшимся тринадцати объяснить, почему я их не беру? Я объясняю, мол, это очень трудно, поэтому едут самые взрослые, что студия маленькая и там душно. И все равно я вижу их глаза, в которых сомнение, ощущение собственной неполноценности. Это очень трудно мне как педагогу видеть.

 Когда-нибудь сожалели о выбранном пути?

 Иногда такие мысли прокрадываются в голову. Думаю, почему не пошла преподавать игру на фортепиано, например. Возила бы одного ребенка по всему миру: оркестр-то вывезти гораздо сложнее. А вообще я очень рада, что работаю с детьми. Часто говорю педагогам: «Вы не понимаете своего счастья. Дети в вас верят. Работать со взрослыми гораздо труднее».

Я люблю разговаривать со своими учениками. Вот мы поем-поем, а потом я руки опускаю, а они сразу ушки навострят и слушают: сейчас что-то интересное расскажет.

Я знаю, как важно встретить своего учителя. Важно, у кого ты родился, на ком женился и у кого ты учился.

Автор: Елена Азанова

Фото: Эдуард Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры