Поиск по сайту

13 Апреля 2016

«Екатеринбургская весна» – доброй музыки страна»


Мне нравится!

12 апреля в Большом зале Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского стремительно начался V Всероссийский конкурс хоровой музыки «Екатеринбургская весна». Впереди два дня насыщенной конкурсной жизни, а в конкурсах хорового пения динамика и насыщенность ощущается очень мощно. Мы побывали на концерте-открытии «Екатеринбургской весны» и представляем вам репортаж и небольшое блиц-интервью некоторых участников этого события.

В 2008 году конкурс «Екатеринбургская весна» прошел первый раз и был районным – проводился в Верх-Исетском районе, с 2010 года стал городским, а с 2012 – региональным. Хоровая певческая культура развивается, в таких конкурсах есть потребность, поэтому он растет, а география участников ширится.

Начался конкурс с исполнения сводным хором участников гимна «Екатеринбургская весна» (музыка Сергея Екимова, стихи Александра Драта). О том, что это значимая мелодия для участников конкурса и хористов города говорил тот факт, что более 80% зрительного зала встало, чтобы пропеть его вместе с теми, кто стоял на сцене.

Наверное, ни один конкурс не требует такой тщательной организации, как хоровой. Понимаешь это, когда видишь, как стройно и быстро, за полминуты, один коллектив в полсотни участников сменяет другой такой же, состав которого на пятьдесят процентов – это дети младшего школьного возраста. Поэтому и программа концерта-открытия выстроена до мелочей: тут и сводный хор конкурса, и учтена вся возрастная палитра участников от малышей до взрослых, и демонстрируется география участников – коллективы из Ижевска и Перми, и показан широчайший репертуар – романсы, народные песни, современная опера, классика, и включены коллективы и студенческие, и детские, и профессиональные. Среди участников открытия были и Капелла мальчиков и юношей Свердловской государственной детской филармонии, Вокальный ансамбль отделения «Академическое пение» Свердловского областного музыкального училища им. П.И. Чайковского, Академический хор студентов УрФУ, Академический хор Пермского государственного национального исследовательского университета, Хор Ad Libitum Детской хоровой школы №2, Хор девочек «Акварель» Детской школы искусств №2 им. П.И. Чайковского из Ижевска, Хор «Аврора» Детской хоровой школы №1, вокальный ансамбль Fresco, Камерный хор «Рондо» Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие», фольклорный ансамбль «Веретенце» Екатеринбургской детской школы искусств №11 имени Е.Ф. Светланова, хор мальчиков и юношей «Орфей» Детской хоровой школы №2.

На открытии было представлено жюри конкурса:

  • Завадский Владимир Борисович – заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования, профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (Екатеринбург);
  • Екимов Сергей Викторович – доцент, заведующий кафедрой академического хора факультета искусств Санкт-Петербургский государственный институт культуры, композитор, дирижер, член Союза композиторов России и Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург);
  • Басок Максим Андреевич – композитор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Уральской государственной консерватории им М.П. Мусоргского (Екатеринбург);
  • Серебрийская Ольга Станиславовна – заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей, художественный руководитель и дирижер Оренбургского муниципального камерного хора (Оренбург);
  • Струве Любовь Семеновна, президент Федерации детских и молодежных хоров России, руководитель хора мальчиков Детской музыкальной хоровой школы «Пионерия» имени Г.А. Струве, лауреат международных конкурсов (Москва).

Перед конкурсом нам удалось поговорить с жюри и узнать, что они вообще думают о конкурсной системе, на что будут обращать внимание.

«Конкурсы – это возможность посмотреть друг на друга коллективам, поучиться чему-то друг у друга и руководителям, и певцам, и хормейстерам, посмотреть новые приемы, репертуар, – делится своим мнением Владимир Борисович Завадский. – Другое дело, что конкурсов сейчас много. И этот ажиотаж вокруг них нивелирует само понятие конкурса: есть коллективы, которые участвуют везде, может это и правильно, где-то они удачны, где-то нет, они закаляются в походных условиях, но, главное, чтобы это не мешало им расширять репертуар, брать новые вершины не только в конкурсах, но и в освоении материала.

Конкурсы должны быть одной из форм учебного процесса, тогда важно будет любое участие. Главное, объяснить ученикам, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Я оцениваю хор здесь и сейчас. Если коллектив берет что-то новое, то надо понимать, что процесс выучивания материала длителен в хоровом пении, и тут не важно – начинающий коллектив или уже давно профессиональный. С другой стороны, исполнять в двадцать пятый раз одно и то же произведение на конкурсе – риск. Оно спето, но эмоций может не быть. Тут уже все будет зависеть от того, насколько руководитель сумеет донести до коллектива, что спеть еще раз надо так же ярко, как первый раз».

«Я сама работаю с детским коллективом и знаю, что похвалы и поддержки достоин каждый, – Любовь Семеновна Струве объясняет свою позицию по конкурсам. – Самое главное, как говорили наши хоровые корифеи, надо петь чисто и вместе. Я считаю, конкурсы – дело хорошее. Лет 20 назад Георгием Александровичем Струве была написана программа возрождения певческой хоровой культуры, и я считаю, дело пошло. Конкурсы сближают, сплачивают и сам коллектив, и всех подвижников хорового пения. В хоре люди (и маленькие в том числе) учатся слушать и слышать друг друга, понимать и уважать рядом стоящего, а это и есть патриотизм в правильном понимании слова».

«Любой конкурс, даже если коллектив не становится лауреатом, все равно поднимает хор на ступеньку, а то и две выше, потому что это мобилизация внутренних сил, это общее дело. Сплоченность вокруг общего дела – это важно, без сплоченного коллектива нет хорового пения, – продолжает объяснять важность конкурсов для хоровых коллективов Сергей Викторович Екимов. – Эта общая работа проявляется во всем, что является критериями для жюри: как коллектив выходит, в какие костюмы одет, поведение на сцене, эмоциональная сторона важна – можно петь хорошо, грамотно, но не понимать, что ты поешь, важна интонация, динамические оттенки. Тот, кто в совокупности будет наиболее точным во всех этих пунктах, тот и получит в итоге гран-при».

Ольга Станиславовна Серебрийская назвала конкурсы важным показателем состояния музыкальной отрасли: «Конкурсы – это возможность узнать, на каком уровне сейчас находится коллектив, и даже больше – узнать, на каком уровне сейчас находится хоровое исполнительство в регионе в зависимости от масштаба конкурса – региональный, федеральный. Это надо для того, чтобы сделать выводы и сменить курс, если что. Я бы сказала, что главный результат конкурса – не награда и не бумага об участии, а выводы. На любой ступени развития коллектива конкурс будет лакмусовой бумажкой».

Успели мы поговорить и со Светланой Павловной Долниковской, она на концерте-открытии представляла три(!) своих очень разных коллектива: хор студентов УрФУ, хор Ad Libitum и хор мальчиков и юношей «Орфей» Детской хоровой школы №2. Поэтому мы и начали разговор с вопроса, как ей работается с такими разными даже по возрасту коллективами.

«Они разные: маленькие дети забирают энергию, студенты наоборот – заряжают. Наши «взрослые» репетиции проходят обычно чуть ли не по ночам, приходишь после полного рабочего дня, думаешь, ничего не получится, а они так вдохновляют!

Многие из студентов не занимались хоровым искусством, минимальное требование – знание сольфеджио, минимальный голос, слух, то есть минимальное музыкальное образование, чтобы научить их петь такой сложный материал, что мы поем.

Но иногда приходят самородки без малейшего образования музыкального – они бывают очень талантливы. У нас в хоре было три таких студента: нулевое музыкальное образование, но одарены талантом свыше – голос, слух. Попев в хоре и открыв для себя музыку в 20 лет, они уходят в нее полностью: кто-то из них пошел в профессиональную музыку, кто-то перешел в консерваторию.

Сейчас в студенческом хоре из 50 человек – половина новенькие. Поколение сменилось. И это второе конкурсное выступление нашего коллектива в этом составе. Появились иностранцы – из Мексики, Руанды, Индонезии. За границей хорошо развито хоровое пение как форма проведения досуга, они приезжают к нам учиться в университет и первым делом ищут хор. Языковой барьер, конечно, создает проблемы, им очень сложно артикулировать наши «Вдоль по Питерской», «Наташу» Свиридова, зато получается спиричуэлс.

Конкурсы нужны хоровым коллективам – они дают толчок и стимул. Мы участвуем и в фестивалях, сейчас едем в Нижний Новгород, были в Прибалтике, это интересно гастролями, знакомством с разной публикой, но нет соревновательного момента, который интересен ребятам. Все-таки побеждать и соревноваться у нас в крови, это сплачивает, дает эмоции, рождает спортивный интерес».

Сегодня у V Всероссийского фестиваля-конкурса хоровой музыки «Екатеринбургская весна» в разгаре день соревнований, а 14 апреля в 17:00 в Центре культуры «Урал» пройдет гала-концерт лауреатов и церемония награждения участников. Будем ждать результатов!

Результаты конкурса здесь

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры