Поиск по сайту

11 Февраля 2016

Гайдн приподнимающий


Мне нравится!

Вчера, 10 февраля, в Каслинском павильоне Екатеринбургского музея изобразительных искусств состоялся концерт «Великолепный Гайдн». Музыка, которая наполнила в этот вечер музейное пространство до краев, приподнимала слушателей над землей и приглашала к размышлению о любви и прощении.

В этот февральский звездный вечер в стенах музея ИЗО звучало одно из лучших творений Йозефа Гайдна – кантата Stabat Mater. Исполнили его Камерный оркестр B-A-C-H, Хор «Доместик» им. В. Копанева, артисты Екатеринбургского театра оперы и балета и Свердловской филармонии. Дирижировал музыкантами голландец Ерун Вайринк. Он приехал в Екатеринбург по приглашению Городского дома музыки, который в этом году отмечает свое десятилетие – концерт «Великолепный Гайдн» открыл серию юбилейных вечеров.

Stabat Mater («Скорбящая мать») – это средневековый католический текст, повествующий о страданиях Девы Марии во время распятия ее сына Христа и муках грешника, обращающегося к Богородице с молитвой о спасительном рае. Существует около двухсот музыкальных интерпретаций этого литургического поэтического творения. Среди самых известных – Stabat Mater Антонио Вивальди, Джованни Перголези и Йозефа Гайдна. Об этом в предисловии к концерту рассказала ведущая Ирина Винкевич.

Произведение Гайдна считалось во второй половине XVIII века новаторским, поскольку своей «сокровенной человечностью» разрушало каноны духовной музыки того времени. Эту главную, щемящую своей простотой и чистотой ноту очень тонко почувствовали музыканты, выступавшие 10 февраля в Каслинском павильоне. И главное – смогли донести энергию живого человеческого переживания до зрителя.

Stabat Mater Гайдна, главным образом, состоит из сольных партий, хор же подчеркивает драматизм самых важных частей произведения. Солисты – заслуженный артист РФ Владимир Рыжков, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Ли Илунь, Ольга Вутирас и Надежда Бабинцева – пошли несколько дальше академичного исполнения духовной музыки. И тон здесь во многом задала солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Надежда Бабинцева, создавшая очень зримый образ Девы Марии – земной женщины, переживающей трагический момент утраты сына.

Другая солистка Оперного Ольга Вутирас, казалось, воплощала образ Богоматери-заступницы, по своей воле отдавшей сына во спасение слабых грешных людей. Она стояла в белом луче прожектора, в белом платье, и ее голос одиноко и легко летел «в купол» или «переплетался» с меццо-сопрано Надежды Бабинцевой.

Камерный оркестр B-A-C-H и Хор «Доместик» соткали для этих образов очень красивую основу. Голоса артистов хора по взмаху дирижерской палочки Еруна Вайринка то заполняли собой все пространство огромного музейного зала, приподнимая слушателя над землей, то вмиг редуцировались до шепота, до тихой молитвы, слова которой никому не должны быть слышны.

Автор: Елена Азанова

Фото: Татьяна Шабунина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов