Поиск по сайту

13 Ноября 2015

Духовное полифоническое странствие


Мне нравится!

Вчера Екатеринбургский музей изобразительных искусств на Воеводина, 5 на полтора часа стал музеем искусства музыкального – Хор «Доместик» им. В. Копанева выступил в нем с программой «Полифония веков». Ценители хорового многоголосия познакомились с духовной музыкой мира, что позволило им на время забыть о будничной жизни большого города и услышать «звучание космоса».

Программа «Полифония веков» была построена таким образом, чтобы слушатели не только получили возможность сравнить варианты одних и тех же произведений, созданных композиторами, которых, порой, разделяли века. Но и могли остановиться, посмотреть в глубину своего душевного колодца.

Слушая молитву «O, Salutaris Hostia» в полифонических партитурах возрожденческого композитора Пьера де ля Рю и нашего современника Эрика Эшенвальда, обнаруживаешь, насколько разные эти произведения. Один канонический текст из «Слова Божьего», один прекрасный хор, его повторяющий – хор «Доместик» им. В. Копанева, один бесподобный дирижер – Максим Козлов – и такая пропасть между прочтениями. Музыка Пьера де ля Рю идет от молитвенной интонации, от обращения, от слова, а музыка 37-летнего Эрика Эшенвальда просто совершенно, божественно красива – здесь не так важно, что говорится, по-настоящему имеет значение, как. Вот они, приметы современности…

«Alleluja» композитора 16 века Якоба Галлуса и «Alleluja» современного музыканта – филиппинца Алехандро Консоласьона – тоже музыкальные знаки своего времени. Первое произведение хор «Доместик» исполнил, разделившись на две части – зрители оказались посредине, в самом центре полифонического действа. Хвала, направленная к небу, перетекала волнами из одного конца Каслинского павильона Музея ИЗО в другой. Второе произведение было не менее магическим по своему воздействию, а еще оно было светлым и теплым, как океанский бриз. Эта хвала была адресована не тому Создателю, что смотрит на нас сверху, а Тому, кто так гармонично устроил мир вокруг нас.

В программе «Полифония веков» католические песнопения Ренессанса соседствовали с барочными православными хоровыми произведениями и протестантскими молитвами. В исполнении хора «Доместик» за каждой партитурой угадывается судьба ее создателя. За «Тебе Бога хвалим» встает фигура востребованного своим временем и в своем отечестве композитора и дирижера Дмитрия Бортнянского. А за «Блажени яже избрал» – тонкий, очень глубоко верующий, гениальный композитор Максим Березовский, признанный в Италии и не нашедший себе места в России 18 века. Музыкант, даривший девушкам на первом свидании Библию, покончил жизнь самоубийством в 33 года.

«Вечери Твоея» – произведение автора гимна «Боже, царя храни!» Алексея Львова звучит в многоголосном исполнении хора так сильно и красиво, и на мгновение кажется, что все сидящие в зале связаны незримой ниточкой. Той самой, которая тянется через века и пространства, чтобы напомнить нам о том, каковы мы на самом деле, в изначальном божественном замысле.

Автор: Елена Азанова

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов